ЦЗЮНЬЦЗЫ
ЦЗЮНЬЦЗЫ
кит. – благородный человек) – термин конфуцианской философии, означающий высоконравственную и гармонически развитую личность. Первоначально этот термин означал сына государя или знатного человека, но Конфуций придал ему новое содержание. Появление концепции Ц. было ответом на обостряющийся интерес к проблемам нравств. ориентации и внутр. мира человека. Осн. качество Ц., по Конфуцию, гуманность (жэнь). Подчеркивая первенствующую роль моральных ценностей, Конфуций говорил о том, что Ц. сам должен решать, как ему поступать в конкретной ситуации; он не орудие и не винтик гос. машины. Гармонически сочетая с высокими нравств. качествами широкую культуру (что указывает на близость понятия Ц. с понятием калокагатии), Ц. выражает идею "среднего пути", свободного от максимализма, фанатизма и нетерпимости. Найти этот путь помогает знание древних традиций и соблюдение принятых в цивилизованном обществе обычаев и правил. Концепция Ц. подверглась критике со стороны Моцзы и последователей школы фацзя, стремившихся к созданию всеобъемлющей и эффективной гос. машины и не допускавших мысли об автономии личности. Даосы, призывавшие вернуться к простоте в безыскусственности природы, также отвергали эту концепцию, ибо она немыслима без отрицавшихся ими ценностей морали и культуры. Лит.: Forke ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; Granet M., La pens?e chinoise, P., 1934. В. Рубин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.