Цзю-тян
Цзю-тян
в китайской мифологии девять небесных сфер, расположенных друг над другом и составляющих небо. Одновременно существовало и представление о горизонтальной модели неба, по которой цзю-тян – это девять частей неба, разделенного согласно 8 направлениям (4 стороны света, а также северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад и центр). По средневековым даосским представлениям, каждая из сфер имеет ворота, охраняемые тиграми и барсами, а также привратником небесного государя (Ди-хунь). В нижней сфере находятся ворота Чанхэ, через которые проходит граница земного и небесного миров. Через них на землю спускается, например, злой западный ветер. На следующей сфере находится дворец Цзывэйгун, в нем обитает небесный государь Тян-ди (он же верховный государь Шан-ди).
Источник: Словарь китайской мифологии
ЦЗЮ ТЯНЬ
Девять небес". Понятие кит. философии и культуры. В философско-"нумерологич." традиции (см. Сян шу чжи сюэ) - выражение универсальной девятерично-"канонич." структурированности мироздания (см. Цзин вэй, Цзю чоу), девять частей, на к-рые разделена небесная сфера по сторонам света и румбам+ + центр. Ц.т. тождественны "девяти полям" (цзю е), упомянутым в гл. "Тянь вэнь сюнь" ("Исслед. небесных письмен") трактата "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). На земле им соответствуют "девять областей" (цзю чжоу, см. Цзин тянь). Уже в трактате Ян Сюна (1 в.) "Тай сюань цзин", главой "Сюань шу" ("Числа таинственного") обозначена вовлеченность Ц.т. в систему пространственно-временных, процессуальных и функциональных соответствий, а само это понятие толкуется как синоним собственно Неба (девять - число ян [1], т.е. "небесное" же в системе корреляций дуальных сил инь ян). В даос, космогонии Ц. т. - производные от трех видов "пневм" - состояний духовно-материальной субстанции ци [1], соответствующих "Триаде чистых" (Сань цин) - трем осн. сферам горнего мира и их персонификациям. Девять "пневм" и образуемых ими "небес" иерархизированы по степени удаленности от мира чувственно воспринимаемого. В мифологизированном виде Ц.т. предстают вертикальной иерархией девяти небесных сфер, населенных небожителями. В даосизме особенно выделялись "небеса" "бессмертных" (см., напр., Шанцин школа). Со временем на систему Ц.т. наложилось буд. учение о "трех мирах" (сань цзе), к-рые подразделялись на 28 "небес" (корреляция с делением неба на области 28 созвездий, по семь в каждой стороне), и учение о "четырех небесах Брахмы" (Фань тянь). Ряд небесных обителей "бессмертных" корреспондировал с реальными астрономич. объектами (Полярной звездой, созвездием Большой Медведицы и т.п.). **Рифтин Б.Л. Ц.т. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 121-2; Mаspero H. Le Taoisme et les religions chinoises. P., 1971.