ЦЗЫ ЖАНЬ
Цзы жань
Спонтанность. Естественность. В трактате Лао-цзы (VI—IV вв.до н.э.) она определяется как то, что происходит само собой, «без приказа». Цзы жань — принцип. Дао спонтанно «следует самому себе». Этому принципу соответствует принцип недеяния, которого придерживаются даосы, т.е. невмешательства в гармоничное саморазвитие мира. Даже император должен быть только проводником «воли неба» (кит. тянь чжи). Даосское учение о спонтанности восприняло конфуцианство, в котором Ван Янмин (XV—XVI вв.) утверждал, что со спонтанностью связано врожденное знание блага (кит. лян чжи), благомыслие. Дай Чжэнь (XVIII в.) отождествлял спонтанность с необходимостью (кит. би жань), приводя в пример кровоток в организме. Согласно принципу цзы жань, художник должен только выявлять истинную сущность, таковость (кит. чжэн жу, ши сян) вещей. В этом даосское искусство близко к буддийскому искусству школ чань и дзэн.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ЦЗЫ ЖАНЬ
кит., буквально— естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) — понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В «Дао дэ иуине» значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао — оно «следует самому себе», или «исходит из самого себя» (25,51). В «Чжуан-цзы» понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов» (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) использовал слово-сочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли — «принципов» как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В «Хуайнань-цзы» цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: «дела Поднебесной» не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии «следования их естественности».
Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений»). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя «недеяние» (у вэй) как синоним «естественности». В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике «естественности должны помогать [целенаправленные] действия».
Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ («учение о сокровенном»). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь — «гуманность» «естественности Неба и Земли», т. е. главных природных начал, которые «не действуют и не творят», давая возможность «десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга». В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190—249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао.
Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И— одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского «учения о сердце» (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности «благосмыслия» (лян чжи) — врожденного «знания блага» и одновременно высшего принципа бытия человека и мира.
В современном китайском языке слово «цзыжань» имеет значения «природа», «естественный», «натуральный» и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм.
А. Г. Юркевич
Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений»). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя «недеяние» (у вэй) как синоним «естественности». В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике «естественности должны помогать [целенаправленные] действия».
Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ («учение о сокровенном»). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь — «гуманность» «естественности Неба и Земли», т. е. главных природных начал, которые «не действуют и не творят», давая возможность «десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга». В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190—249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао.
Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И— одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского «учения о сердце» (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности «благосмыслия» (лян чжи) — врожденного «знания блага» и одновременно высшего принципа бытия человека и мира.
В современном китайском языке слово «цзыжань» имеет значения «природа», «естественный», «натуральный» и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм.
А. Г. Юркевич
Источник: Новая философская энциклопедия
ЦЗЫ ЖАНЬ
Естественность" ("спонтанность", "естество", "само собой", "исходить из самого себя"). Понятие классич. кит., прежде всего даос., философии. В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое "постоянно исходит из самого себя без приказа". Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао - оно "следует самому себе" (в нек-рых переводах на зап. языки - "следует естественности", что представляется не совсем точным, т.к. дао в таком случае выступает подчиненным некой отд. сущности). В "Чжу~ ан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания воспроизводства сущего как процесса "порождения, не [преследующего каких-либо] интересов". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) использовал словосочетание Ц.ж. в даос, толковании для обозначения причины появления "принципов" (ли [1]) как неких правил структурирования вещного мира. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц.ж. выражает даос, идеал управления и социального поведения: "дела Поднебесной" не подлежат произвольному упорядочению и м.б. улажены лишь при условии "следования их естественности". Из конф. мыслителей р-жа н.э. наибольшее внимание понятию Ц.ж. уделил Ван Чун (1 в.), поставивший это слово в назв. одной из глав трактата "Лунь хэн". Он преемствовал даос, трактовку Ц.ж. как закона возникновения и развития мира, толкуя "недеяние" (у вэй [1], см. Вэй [1]) как синоним "естественности". В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч. бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. практике "естественности должны помогать [целенаправленные] действия". Категория Ц.ж. играла существ, роль в рамках филос. направления сюань сюэ. Ван Би (3 в.) противопоставлял искусственность конф. "гуманности" (жэнь [2]) "естественности Неба и Земли", т.е. гл. природных начал, к-рые "не действуют и не творят", давая возможность "десяти тыс. вещей самостоятельно регулировать друг друга". В учении Цзи Кана (3 в.) "естественность" следования человеч. желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. канонов. Го Сян (3 - нач. 4 в.) толковал восприятие "небесной речи" (тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е. информации о неумопостигаемых глубинах мироздания, как "прозрение" его "естественности". В учениях отд. мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (кон. 2 - 3 в.), Ц.ж. выступало не атрибутом, а непосредств. тождеством дао. Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников неоконфуцианства, Чэн И (11 в.). У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Ц.ж. стало выражением саморефлективности "благосмыслия" (лян чжи)- врожденного "знания блага" и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В 18 в. Дай Чжэнь отождествил Ц.ж. с необходимостью (би жань), приведя в пример "естественность" кровотока. В совр. кит. яз. слово "цзыжань" имеет значения "природа", "естественный", "натуральный" и широко применяется для образования науч. терминов и терминология, словосочетаний, напр, цзыжань кэсюэ (естеств. науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия, философия природы), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п. Словосочетание "цзыжань бяньчжэнфа", к-рое обозначает введенное Ф. Энгельсом понятие "диалектика природы", используется также как синоним понятия "философия науки".См. лит-ру к ст. Даосизм. А.Г. Юркевич