1357—1419) —тиб. ср.-век. религ. деятель, ученый, проповедник. Становится знаменитым, еще не достигнув 30 лет, после создания филос. трактата «Сэртренг» («Золотые четки»). Его программные произведения — «Ламрим чхенмо» («Ступени великого Пути»), где излагается учение о трех типах личности, теория пустоты (шуньята), важность практики созерцания, и «Нгагрим» («Ступени тантры»), посвященные тантрической проблематике. Основал школу гелугпа; с утверждением ее позиций в Тибете связаны 4 гл. деяния Ц.: реставрация и переосвящение изображения Майтреи, будды Грядущего мирового периода, как знак тысячелетнего существования новой школы; возвращение к строгому монашескому уставу в традиции хинаяны на всетиб. Соборе, где присутствовали представители всех будд. школ Тибета; учреждение праздника Монлам чхенмо и включение его в новогодний праздничный цикл, что способствовало единению народа и новой школы; строительство монастыря Галдан, или «земли тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре мандала идамов Сангдуй, Демчхог, Дорчже джигчжед. Учение созданной Ц. школы получает широкое распространение благодаря активной поддержке его учеников, широкой сети монастырей; оно становится гос. идеологией, просуществовав в качестве таковой до сер. 20 в. Имя Ц. почиталось не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии. Е. Д. Огнева