филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюаньваном (правил в 342-324 или 320-301 до н. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэйваном (378-343 или 357-320 до н. э.), но скорее всего дедом Хуаньгуном (384-379 или 374-356 до н. э.). Академия находилась за зап. воротами Линьцзы, к-рые наз. Цзимэнь, отсюда назв. Ц.- букв, «у (ворот) Цзи». Упомянутые правители Ци и их наследники вплоть до Сянвана (283-265 до н. э.), когда Ц. прекратила существование, старались привлечь в Ци выдающихся ученых и философов, к-рые в Ц. занимались преподават. деятельностью и вели оживленные диспуты. В Ц. побывали конфуцианцы Мэн-цзы и Сюнь-цзы, приверженцы натурфилос. школы иньянцзя Цзоу Янь (ок. 305-240 до н. э.) и его родственник Цзоу Ши, софисты из школы минцзя Тянь Ба (3 в. до н. э.) и Эр Шо, а также многочисл. представители даосизма: Тянь Пянь, Цзе Синь-цзы, Шэнь Дао (395-315 до н. э., иногда причисляется к легистам), Хуань Юань (Цзюань-цзы), Инь Вэнь-цзы (4 в. до н. э., иногда причисляется к минцзя) и др.
ЦЗИСЯ
ЦЗИСЯ
Источник: Советский философский словарь
ЦЗИСЯ
Собрание ученых, прообраз науч. учреждения и учебного заведения - филос. академия, существовавшая более ста лет (сер. 4 - сер. 3 в. до н.э.) в Линьцзы, столице гос-ва Ци (совр. г. Цзыбо пров. Шаньдун). Назв. академии букв, означает "под (зап. воротами) Цзи", что связано с ее местоположением в городе. По разным данным, основана в годы правления Хуань-гуна (374 - 357 до н.э.) или его сына Вэй-вана (356 - 320 до н.э.). Наивысшего расцвета достигла при Сюань-ване (319 - 301 до н.э.), к-рый пожаловал 76 наиболее видным ученым один из высших придворных титулов шан дафу. В деятельности Ц. принимали участие представители всех осн. филос. школ того времени, за исключением чистых моистов (мо цзя), с преобладанием представителей школы даодэ цзя (см. Даосизм): Мэн Кэ и Сюнь Куан (конфуцианство), Тянь Пянь и Хуань Юань (даодэ цзя), Шэнь Дао (учения даодэ цзя и легизма), Сун Цзянь (учение даодэ цзя с элементами моизма), Инь Вэнь (даодэ цзя и мин цзя), Тянь Ба и Эр Шо (мин цзя), Цзоу Янь и Цзоу Ши (иньян цзя). Обсуждавшаяся в Ц. проблематика отражена в энциклопедич. трактате "Гуань-цзы". Доминирующее положение в Ц. занимали представители учений, в той или иной степени опирающихся на постулаты даодэ цзя, что впоследствии дало основание выделить "школу Цзися" (Ц. сюэ). Ведущими ее представителями считаются Сун Цзянь и Инь Вэнь. Главное значение Ц. состояло в том, что в условиях официально поощряемой свободной дискуссии здесь уточнялись противоположные теоретич. позиции и одновременно рождались первые формы синтеза осн. идейных направлений. Важное достижение Ц. - расширенна и спецификация гносеопсихологич. тематики в кит. философии. *Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 217 - 66; Быков Ф.С. Филос. школа *Ц.- // ПДВ. 1977. №2; Цзинь Шоушэнь. Ц. пай чжи яньцзю (Исслед. направления Ц.). Шанхай, 1930; ЯнХиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 102 - 118; Цай Дэгуй. Ц. цзы-жань гуань чжи цзиньчжань (Развитие взглядов на природу [академии] Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1984. №1. В.Ф. Феоктистов