ЦЗИНТУ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Школа цзинту
(кит. цзинту цзун). — «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЦЗИНТУ ШКОЛА
Школа Чистой земли". Др. назв. - Лянь цзун (Секта лотоса). Одно из крупнейших течений кит. буддизма. Назв. происходит от осн. постулата Ц.ш.: будда Амитабха - центр, объект поклонения секты - обитает в некой "Чистой земле" (Цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа. В основе учения Ц.ш. лежит идея "думания о Будде" (нянь фо)- перманентного вызывания в сознании образа будды и достижения тем самым спасения через веру в будду Амитабху. Ц.ш. вышла из "Об-ва лотоса" (Лянь шэ), или "Об-ва Белого лотоса" (Байлянь шэ), первопатриархом к-рого считается Ху-эйюань (4 - нач. 5 в.). Он и его 18 ближайших последователей объявили, что занимаются пестованием "чистого дела", т.е. буддизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу обета Амитабхи спасти все живые существа. Назв. "Об-во Белого лотоса" возводят к преданию о том, как поэт Се Линъюнь увидел медитирующего Хуэйюаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дун-линьсы. Таньлуань (кон. 5 - 6 в.), последователь Хуэйюаня, на основе ряда постулатов основоположника мадхьямики Нагарджуны разработал концепцию двух путей, вошедшую в доктрину Ц.ш.: "Путь трудных поступков (трудного прохождения)" и "Путь легких поступков (легкого прохождения)". Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собств. усилия, и требует "не развернуться и не отступить", второй - в достижении освобождения с опорой на силу обета будды Амитабхи и следование предписаниям Ц.ш. Он же привнес в школу ряд даос, методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даос, мага Тао Хунцзина. По нек-рым версиям, именно Таньлуань был основателем Ц.ш., хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Традиция продолжает дальнейшую линию школы через Даочо (6 - 7 вв.), родившегося через 20 лет после смерти Таньлуаня (т.е. в 562). По преданию, в 609 он, изучая стелу со стихами Таньлуаня в монастыре Сюаньчжунсы (Сокровенной середины), обратился к учению Ц.ш. и стал повторять имя Амитабхи по 70 тыс. раз в день. Он разработал доктрину "школы пути мудреца" и "школы пути Ц.ш.". Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего "принципа" (ли [1]) мироздания. Второй путь - спасение верой в силу Амитабхи. Даочо полагал, что в текущую эпоху "утраты дхармы" (см. Фа [1], п. 2) лишь Ц.ш. способна нести высший смысл учения Будды. Окончательным доктринальным оформлением Ц.ш. обязана трудам Шаньдао (7 в.), к-рый приобщился к Ц.ш., слушая наставления Даочо в монастыре Сюаньчжунсы. Он составил коммент. к важнейшим книгам Ц.ш., впоследствии повлиявший на развитие учения Ц.ш. в Японии. Шаньдао иногда называют основателем Ц.ш. На взгляды Шаньдао большое воздействие оказала доктрина его учителя Даочо: "Повторяя имя, думаем о Будде", реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило последователя в состояние транса и позволяло ему "выйти из мирской пыли", приобщиться к "сиятельному телу Будды". В 12-14 вв. ряд постулатов Ц.ш. стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В части., учителя Чань школы, Люй школы, Ми школы и др. предписывали последователям изучать канонич. произв. Ц.ш. и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжисюй (14 в.) изложил учение Ц.ш. в терминах и понятиях Тяньтай школы. С того времени наметилось сходство рада концептуальных положений Ц.ш. и Тяньтай, что особенно ярко проявилось при дин. Цин (1644-1911). Согласно сотериологич. доктрине Ц.ш., многократное повторение имени будды приведет к тому, что после смерти последователя Амитабха призовет его к себе в зап. "Чистую землю" (или в "Зап. мир Предельной радости" - Цзилэ шицзе). Практика "думания о Будде" составляет комплекс "внутр. причин" (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует "внеш. проявления" (вай сян) духовного совершенствования. "Думание о Будде" практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени будды; 2) посредством взирания на изображения будды; 3) как "думание" об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности будды. "Думание посредством произнесения имен" относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на "возбуждение сердца" (сань синь), т.е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психич. механизмов, а два др. вида этой практики - к методам "умиротворения сердца" (дин синь), или "взирания и выверения" (гуань ча), осн. на постепенной транкви-лизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуэйюань и его прямые последователи в основном практиковали методы "умиротворения", сложность к-рых ограничивала число последователей. Со времен Таньлуаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило "думание посредством произнесения имен", что открывало дорогу большему числу адептов. Начиная с Шаньдао, стало принято разделять практику Ц.ш. на "истинные поступки" (чжэн син) и "различные поступки" (цза син). К "истинным поступкам" относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах Ц.ш., к "различным" - все остальные поступки, не противоречащие буд. доктрине. "Истинные поступки" делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе; его восхваление; созерцание его изображения, вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом "тела Будды"; чтение вслух канонич. книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центр, место в практике Ц.ш. Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы. В части., относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуэйюань предлагал опираться исключительно на собств. силы и использовать для достижения "просветления" как практику "возбуждения сердца", так и методы "умиротворения сердца"; Шаньдао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином. Основными канонич. книгами школы считаются "Сутра безмерного долголетия" ("У лян шоу цзин"), описывающая силу обетования Амитабхи о спасении живых существ и смысл его добродетели, "Сутра о взирании на безмерное долголетие" ("Гуань у лян шоу цзин") - о доктрине возрождения в "Чистой земле" и "Амитабха сутра" ("Амитофо цзин") - о том, как опираться на силу имени будды. В 12 в. монах Фажань принес доктрину Ц.ш. в Японию. Япон. направление Ц.ш. (Дзедо сю), интерпретировавшее учение Шаньдао, довело до крайности идею рецитации имени Амитабхи. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие япон. последователей Ц.ш. с вытянутым длинным языком, на к-ром сидит десяток будд, - это символизировало многократное повторение его имени. Япон. версия дала толчок утонченной храмовой живописи на буд. темы. К дочерним и близким Ц.ш. направлениям относятся япон. школы Юдзу нэмбуцу сю, Дзедо синею, Дзи сю. Аналогом Ц.ш. в Корее была школа Чонтхо. Ц.ш. оказала огромное влияние на идеологию сектантских объединений и тайных обществ в Китае, в части. Байлянь цзяо и Игуанъ дао. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи "Чистой земли Предельной радости". Ц.ш. сохранилась в КНР, Японии и в меньшей степени в ряде стран Юго-Вост. Азии. "Шаньдао даши яньцзю (Исслед. о наставнике Шаньдао). Б.м., 1927; Сяо Лшаань. Чжунго Цзинту цзяо яньцзю (Исслед. об учении Цзинту в Китае). Б.м., 1950; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. С. 266 - 72; Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история кит. буддизма). Шанхай, 1986. С. 244 - 9. А. А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь