ЦЗИН ТЯНЬ
ЦЗИН ТЯНЬ
Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопич. концепций социально-экономич. устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин [6] ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы [1]) пользовании, среднее поле было общинным (гун [2]) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин [6], или сян [3]-автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности. Нек-рые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин [1])", приведшего к власти дин. Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь [2], Ван дао). Он требует "[выправления] канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"; III А, 3). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин [1], см. Цзин вэй) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст. Напр., указывается, что поле в 100му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число (см. Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди [2]) всего Китая, к-рые "состоят из девяти квадратов со стороной [каждого] 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономич. уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн [2]), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун [1]) из девяти чэн. Указ, геометрич. схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символич. характер. Т.о., Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. представлений, проекцию универсальной космология, модели в социально-экономич. сферу и не отражает эмпирич. реальность. Гл. идея Ц.т. заключается в согласовании человеч. деятельности на земле с естеств. законами, к-рое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также Цзин вэй. ** Васильев Л. С. Проблема Ц.т. // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 47 - 8; Гончаров С.Н. Система "колодезных полей" и "закон о налоге-десятине" в гос-ве Ци (ИЗО - 1137 гг.) // 12-я НК ОГК. 4.2. М., 1981; Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987. С. 71 - 98; Гу Чуньфань, И Чжу. Ц.т. ши и (Разъяснение сомнений [относительно системы] колодезных полей) // Цзинцзи кэсюэ. 1980. №3. А. И. Кобзев