549-623) — кит. будд. монах, философ, основатель школы Саньлунь-цзун (см. также Сылунь-цзун). До пострижения носил фамилию Ань. В детстве был представлен будд. миссионеру Парамартхе (Чжэнь-ти), к-рый и дал ему имя Ц. Еще ребенком вслед за отцом принял монашество. В центре философии Ц.— учение мадхьямика (шуньявада). Ему принадлежат комментарии к осн. филос. текстам этого направления и др. сочинения по мадхьямнке. Е. А. Торчинов
ЦЗИЦЗАН
ЦЗИЦЗАН
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ЦЗИЦЗАН
прозв. Цзясян даши ("великий учитель [из монастыря] Цзясян"). 549, Цзиньлин (совр. Нанкин), - 623. Буд. монах, основоположник Саньлунь школы. Долгое время жил в монастыре Цзясянсы в Хуэйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), затем в монастырях Хуэйжисы в Янчжоу и Жияньсы в Чанъане (совр. Сиань пров. Шэньси), где и основал школу Саньлунь, завершив комментарий на три ее основополагающие трактата и систематизировав ее догматику. Осн. соч. - "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов"), "Эр ди и" ("Значение двух истин"), "Чжун [гуань] лунь су" ("Коммент. на "Рассуждения о срединном [видении сути]") и др. Сформулировал положение о "двух истинах" (эр ди) как основе догматики школы Сан-лунь, толкуя в этом свете филос. идеи шуньявады (см. Кун). Выдвинул учение о "трех видах двух истин" (сань чжун эр ди, эр ди сань гуань). Рассматривал "пустоту-шунью" (кун) как некую "педагогич. истину", "лекарство для лечения болезней живых существ". Считал равноценными все "три колесницы" (сань чэн), или пути "спасения": мирян-шраваков, идущих к "просветлению" с помощью наставника; аскетов-пратьекабудд, самостоятельно стремящихся к "просветлению"; бодхисаттв, близких к тому, чтобы стать буддой. Из учеников Ц. наибольшую известность получили Хуэйюань, Чжиба, Чжимин, Хуэйхао. *Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (по Указателю). Хэ Чэнсюань