ЦЗЭН ГОФАНЬ
ЦЗЭН ГОФАНЬ
Цзэн Цзы-чэн, Цзэн Бохань, прозв. Дишэн. 1811, Сянсян пров. Хунань,- 1872. Политич. деятель, мыслитель. Возглавлял т.н. "группировку заморских дел" (янъу пай). Занимал различные посты в Ханьлинь академии, имел высшую ученую степень цзиньши. В 1852 привлечен к подготовке вспомогательных войск, впоследствии ведал вооруженными отрядами пров. Хунань, принимавшими участие в подавлении восстания тайпинов (см. Хун Сюцюань, Хун Жэньгань). С 1865 - военный губернатор трех провинций (Чжили - совр. Хэбэй; Шаньдун и Хэнань), руководил подавлением восстания няньцзюней ("факельщиков", 1865 - 8). В последние годы жизни был губернатором двух провинций - Цзянсу и Цзянси. Выступил с инициативой закупки на Западе военных кораблей и артиллерийских орудий, производства их отечеств, аналогов по зап. образцам. Вместе с Ли Хунчжаном основал с этой целью т.н. Цзяннаньское производств, бюро. Соч. сведены в сб-ки "Цзэн Вэнь-чжэн-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. Цзэна - князя Культурной Правильности"), "Ц.Г. вэй кань синь гао" ("Неиздававшиеся новые писания Ц. Г."). Как философ ориентировался на чжусианское (см. Чжу Си) "учение о принципе" (ли сюэ), в то же время разделяя нек-рые положения "учения о сердце" (синь сюэ [1]) и акцентируя основы учения [Цзы] Сы - Мэн [-цзы] школы. Считал "искренность" (чэм [1]) "сувереном" (чжу цзай) - руководящим началом Вселенной и источником ее трансформаций, условием неизбывности Неба и Земли (см. Тянь), прочности гос-ва и добродетельности мудреца. Верил в "предопределение" (мин [1]), обусловливающее "богатство и знатность, успехи и известность" в результате определенного соединения структурообразующего вселенского начала - "принципа" (ли [1]) и материалообразующей "пневмы" (ци [1]), закладывающих основу моральных качеств человека (у лунь - "пять моральных норм", см. Сань ган у чан). Учение Ц.Г. о познании оценивает учебу как процесс и способ "восстановления [индивид.] природы" (фу син, см. Син [1]), изначально доброй, а также обретения возможности "выверения вещей" (гэ у, см. У [3]) и "искренности помыслов". Подчеркивал роль примера в воспитании: несколько активных людей, нацеленных на "должную справедливость" (и [1]) либо на извлечение "выгоды" (ли [3]), могут увлечь за собой массы. В 1-й пол. 20 в. работы Ц.Г. были популярны у традиционалистски настроенных кит. политиков и деятелей культуры. *Цзин ши бай цзя цза чао (Заметки о канонич., история, и филос. книгах). Т. 1 - 4. Шанхай, 1935; **Ли Шуши (сост.). Цзэн Вэньчжэнь-гун нянь пу (Погодичная биография Цзэна - князя Культурной Правильности). Тайбэй, 1971; Ван Динъань. Цзэн Вэньчжэн-гун (Гофань) ши люэ (Описание деяний Ц. [Г.] - князя Культурной Правильности) // Цзиньдай Чжунго шиляо цункань (Сб. периодич. материалов по новой истории Китая). Сб. 94. Вып. 933. Тайбэй, 1973.