ЦЮАНЬЧЖЭНЬ
ЦЮАНЬЧЖЭНЬ [ЦЗЯО]
Учение] Совершенной истины" - одна из крупнейших школ даосизма, доминирующая в нем в наст, время. Осн. в 12 в. даосом Ван Чуньяном на территории чжурчжэньской империи Цзинь (1115 - 1234). По преданию, в 1 159 он встретился с легендарным "бессмертным" Люй Дунбинем (8 в. ?), после чего стал монахом. Ему удалось создать прочную религ. организацию, в к-рой первые ученики Ван Чуньяна доныне почитаются как "семь совершенных" (ци чжэнь жэнь). В нач. 13 в. учение Ц. распространилось по всему Китаю. Первоначально школа пользовалась покровительством и чжурчжэньских, и монг. (дин. Юань, 1271 - 1368) правителей Китая, а один из ее патриархов, Цю Чанчунь (Цю Чуцзи, 1148 - 1227), даже встречался с Чингисханом и получил от него различные привилегии. Однако после переориентации монг. дин. на буддизм и неудачных диспутов с буддистами по вопросу о религ. приоритете Будды или Лао-цзы, состоявшихся в 1281, Ц. была подвергнута гонениям. После изгнания монголов из Китая в 1368 ее авторитет был восстановлен. К тому времени Ц. восприняла южнокит. традицию "внутр. алхимии" (нэй дань)- Цзиньдань[дао] ("[Путь] Золотого киноварного эликсира"), носители к-рой составили южн. направление (нань цзун) Ц. Уже в 13 в. Ц. не имела единого руководства, иерархии и центра. Ее монастыри обладали полной автономией. Ц. делилась на многочисленные направления, каждое из к-рых восходило к одному из виднейших ее представителей. Крупнейшее из них - школа Лунмэнь, созданная в нач. 13 в. Цю Чанчунем. Осн. принципы вероучения Ц. изложены в соч. Ван Чунъяна "Ли цзяо ши у лунь" ("Пятнадцать статей, устанавливающих учение"). Учение Ц. складывалось под сильным влиянием буддизма, особенно Чань школы, поэтому ее часто называют "даос. Чань" (дао цзяо Чань). Религ. практика Ц. особое внимание уделяет нравств. самосовершенствованию. Значит, роль в ней играет религ. созерцание, занятия "внутр." (психофизиологич.) алхимией (см. Сянь сюэ). Роль магич. обрядов и литургич. символизма сведена к минимуму. В отличие от др. даос, школ Ц. требует обязательного принятия монашества всеми священнослужителями (дао ши). Из трех созданных в 12 - 13 вв. северокит. даос, школ (Тайи [цзяо] - "[Учение] Великого единого", Чжэньдадао [цзяо] - "[Учение] Истинного великого дао" и Ц.) лишь Ц. оказалась жизнеспособной. Этому во многом способствовало провозглашение принципа "три религии пребывают в единстве" (или "единство трех учений" - сань цзяо хэ и, см. Сань цзяо) одной из доктринальных основ Ц. В состав канонич. корпуса школы наравне с даос, были включены буд. и конф. ("Сяо цзин") тексты. Перед назв. подшкол Ц. обычно ставилось сочетание иероглифов "сань цзяо" - "три религии" (напр., Саньцзяо цзиньляньхуэй - "Об-во Золотого лотоса трех религий"), а в их пантеоне равное место занимали даос, божества, "бессмертные", будды и бодхисаттвы. Переосмысление сотериологич. доктрины даосизма выразилось в максимальной спиритуализации идеала "бессмертного": под бессмертием понималось своего рода духовное освобождение, обретаемое при жизни, и изменение онтологич. статуса человека. Бессмертие тела как субстрата духовного начала человека (см. Сянь сюэ) не отрицалось, но отходило на задний план. "Освобождение от трупа" (ши цзе) стало толковаться как достижение "полного" бессмертия в новом теле после физич. смерти "плотского" тела. К 16 - 17 вв. Ц. становится ведущей даос, школой. В 1957 на базе ее монастыря Байюньгуань в Пекине создана Всекит. ассоциация последователей даосизма (Чжунго дао цзяо сехуэй), президентом к-рой с 1980 является монах Ц. Ли Юньхан. **Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 251 - 8 и др.; Кубо Норитада. Тюгоку-но сюке кайкаку - дзэн син ке-но сэйрицу (Религ. реформация в Китае - создание школы Ц.). Токио, 1965; Чэнь Юань. Нань Сун чу Хэбэйшэн синь дао цзяо као (Исслед. нового даосизма в пров. Хэбэй в нач. Южн. Сун). Пекин, 1962; Yao Tao-chung. Chiu Chu-chl and Chinggis Khan // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1986. Vol. 46. №1. Е.А. Торчинов