(Zwickau Prophets). К числу "цвиккауских пророков" относятся Николас Шторх, Маркус Штюбнер и Томас Дрексель сектантыбеженцы из Цвиккау, появившиеся в Виттенберге вскоре после Рождества 1521 г. На некрое время их необычные призывы внесли сумятицу и разброд в жизнь виттенбергцев. Возникшие волнения заставили Лютера вернуться из Вартбурга и на долгие годы принесли пророкам печальную известность. Ткач по профессии, Шторх производил глубокое впечатление знанием Библии, впрочем не отличавшимся основательностью. Он стал лидером сектантского движения в Цвиккау, наряду с Томасом Мюнцером. Штюбнер изучал теологию в Виттенберге, а Дрексель был просто необразованным ткачом.
Сектантское движение разделило Цвиккау на два конфликтующих лагеря; порой доходило до того, что противники осыпали друг друга камнями. Миряне из беднейших слоев общества устраивали тайные собрания. Главная идея, края проповедовалась на них, состояла в том, что Бог прямо говорит с людьми и открывает свою волю через озарения и откровения, а не в Церкви или Св. Писании. Последователи Шторха провозгласили, что ведут доверительные беседы с Богом; согласно их предсказаниям, в течение пятисеми лет турки вторгнутся в Германию, уничтожат всех священников и безбожников. Шторх видел себя во главе новой Церкви, крой Бог поручил завершить Реформацию, не законченную Мартином Лютером. Делавшиеся им ссылки на прямые указания Бога сводили на нет авторитет Св. Писания и отрицали таинства как средства благодати. Шторх отрицал и крещение младенцев, полагая, что fides aliena (чужая вера), как о ней учил Лютер, не могла заместить отсутствующую веру младенца и что евангелист Марк в Мк 16:16 говорил о необходимости крещения только в случае угрозы вере. Вместе с тем, в отличие от анабаптистов, Шторх не настаивал на повторном крещении.
Длительное влияние цвиккауских пророков объясняется двумя взаимосвязанными факторами.(1)Отчасти в полемике с ними сформировались ранние взгляды Мартина Лютера. В противовес спиритуализму цвиккаусцев Лютер считал, что любые "духи" следует поверять Св. Писанием и что они не должны выражать ничего, что противоречило бы Библии. Защищая крещение младенцев, Лютер не только ссылался на предание, но и говорил о скрытой вере младенцев, через крую они отвечают на благодать крещения. (2)Цвиккауские пророки отчасти породили полемику о происхождении анабаптизма. Лютер и Меланхтон видели в пророках само воплощение анабаптизма, считая их, наряду с Томасом Мюнцером и Андреасом Карлштадтом, его отцами. Подобный взгляд на происхождение анабаптизма преобладал вплоть до XX в., когда получила широкое распространение точка зрения Г.С.Бендера, согласно крой происхождение анабаптизма не имеет ничего общего с пророкамирадикалами. Современные работы вначале возлагали ответственность за отход Мюнцера от лютеровских идей во время пасторской деятельности Мюнцера в Цвиккау (с мая 1520 г. по апр. 1521 г.) на Шторха. Более поздние работы о происхождении анабаптизма отрицают влияние Шторха и обнаруживают причины разрыва с Лютером в мюнцеровском мистицизме и спиритуализме; в Шторхе же находят фигуру, по складу сознания близкую Мюнцеру. Хотя в недавних исследованиях о происхождении анабаптизма источником южногерманского анабаптизма считаются некрые идеи Мюнстера, можно говорить со всей определенностью, что цвиккауские пророки мало что внесли в анабаптизм или просто ничего не внесли.
J.D. Weaver (пер. ю. Т.) Библиография: H.S. Bender, "The Zwickau Prophets, Thomas Muentzer, and the Anabaptists", MQR 27:316; M. U. Edwards, Jr., Luther and the False Brethren: E. Gritsch, Reformer Without a Church: The Life and Thought of Thomas Muentzer; J.S. Oyer, Lutheran Reformers Against Anabaptists; G. H. Williams, The Radical Reformation.