ЦОНКАПА

Найдено 1 определение
ЦОНКАПА
(тиб. tsong kha pa, 1357–1419) — тибетский религиозный деятель, основатель школы гелук, являющейся исторической религией буддийских народов России (среди которых его имя чаще произносится как Цзонхава или Цзонкаба), автор многотомных оригинальных книг по буддизму. Одна из главных — «Ламрим чхенмо», или «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» — переведена на русский язык и выпущена в Санкт-Петербурге в 1994–2000, 2007 гг. Будучи продолжателем дела Атиши (982–1054), основавшего школу кадам (гелук — это «новая кадам»), Ц. тоже произвёл ревизию тибетского буддизма, отмёл появившиеся искажённые и поверхостные воззрения, восстановил и переосмыслил культ будды будущего — Майтреи, возвёл в его честь и его неба Тушиты монастырь (знаменитый Гандэн, построенный около Лхасы в 1409 г.). Ц. дополнил общебуддийский символ веры, состоявший из Трёх драгоценностей, четвёртой — «преклонением пред ламой», или духовным учителем. Он же установил обет безбрачия для лам, что не всегда соблюдается в России и Монголии, но разрешил ламам иметь собственность, чего не было в Индии и других странах. Ему же приписывается авторство пышной и театрализованной буддийской обрядности, прежде всего, ритуально-праздничной. Ц. обогатил поучения школы гелук «шестью учениями Наропы», которые он взял в ранней интерпретации Марпы, Миларепы, Гампопы и других ранних представителей кагью, считая их «безупречными держателями традиции», в отличие от более поздних, допускавших серьёзные огрехи. Этим учениям посвящена его «Книга трёх воззрений». В России и Монголии день рождения Ц. — общебуддийский праздник (Зул хурал), отмечаемый на 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю (примерно ноябрь). Ц. признан воплощением бодхисаттвы Манджушри, поэтому изображается на танках (см. Танка) с его атрибутами: книгой (пустака) Праджня-парамиты и «мечом мудрости» (праджня-кхагда).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.