Цивилизационный подход
Цивилизационный подход
ц. подход (в типологии культуры) исходит из идеи того, что не существует единой культурной истории человечества, история есть смена культур. Делается акцент на цикличность, многолинейность развития, выдвигается идея замкнутости и локальности культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).
Источник: Словарь по культурологии
Цивилизационный подход
анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. В отличие от теории общественно-экономической формации, цивилизационный подход применим к истории любой страны, народа, группы стран и т. д. Эта теория в значительной мере учитывает опыт других школ и направлений, носит сравнительный (компаративный) характер. История должна быть не летописью судеб государства, народов, а описанием «круговорота», т. е. зарождения, расцвета и гибели мировых цивилизаций (А. Тойнби). Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре, даёт возможность освободиться от жёсткой привязки любых исторических и культурных явлений к экономическому интересу, способу производства.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
к изучению истории общества и культуры — основное понятие одной из самых распространенных методологий исследования всемирной истории и культуры. В изучении исторического процесса главной единицей, с точки зрения Ц. п., становится цивилизация, которая рассматривается в качестве целостной общественно-культурной системы, чье существование обусловлено совокупностью исторических, географических, региональных и национально-этнических особенностей. В истории современной культурологии и социологии общепризнанным является тот вклад в развитие Ц. п. к обществу и культуре, который внесли, напр., К.Н. Леонтьев (1831—1891), Н.Я. Данилевский (1822—1885), М. Вебер (1864— 1920), О. Шпенглер (1880—1936), П.А. Сорокин (1889—1968), А. Тойнби (1889—1975). Для Ц. п. характерно противостояние или сочетание двух теорий, одна из которых исходит из понимания цивилизации как единого, проходящего отдельные стадии поступательного процесса движения человеческого общества и культуры от прошлого к будущему. В то же время Ц. п. наиболее полно проявил себя в теории локальных цивилизаций. С этой точки зрения цивилизация рассматривается как самодостаточная замкнутая общность со своими самостоятельными особенностями экономического, государственного, национального и социокультурного развития. В этом случае обоснование возможности существования локальных цивилизаций зачастую поддерживается системой воззрений, объединенных в органической теории культуры. В современной отечественной науке Ц. п. был наиболее разносторонне разработан в таком культурно-философском движении, как евразийство. В целом методология Ц. п. привлекает своими возможностями сравнительно-исторического анализа отдельных культур, выявления их общих типологических черт при одновременном открытии общих особенностей культурного развития в разных регионах, у разных народов и в разное историческое время. Одновременно универсальность этой методологии сочетается с непроясненностью и разнобоем в обосновании тех критериев, которые используются для выделения и классификации той или иной группы культур. Однако Ц. п. способствует пониманию многообразия и самобытности отдельных явлений мировой культуры, открывая богатый духовный, творческий и интеллектуальный потенциал культурной деятельности человека на всех этапах развития всемирной истории. См. также Цивилизация.