Цивилизационные концепции

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (Ц.к. культурно-исторических типов, великих культур, локальных цивилизаций и т.п.)

- в культурологии осмысление культурно-исторического процесса в контексте плюралистической исторической модели, основанной на аналогии с органической жизнью.
Сторонники Ц.к. полагают, что подобно живым организмам, культуры проходят цикл развития от рождения до смерти, если их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Историческая необходимость проявляется лишь как неизбежность прохождения этапов жизненного цикла отдельных культур (логика судьбы - Шпенглер), поэтому бессмысленно говорить о единых путях исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях. Это пустые понятия, устранив к-рые можно обнаружить живое многообразие исторической жизни. Критика сторонников Ц.к. направлена против представления о едином, всеобщем историческом развитии человечества с выделением стадий древней, средневековой и новой (новейшей) истории. Они полагают, что такая схема является неправомерной экстраполяцией европейской истории на всемирную, отражающей не объективные закономерности исторического развития, а лишь угол зрения европейского исследователя. Отказавшись от линейности в трактовке историко-культурного процесса, приверженцы цивилизационной методологии приходят к идее культурной морфологии (Морфология культурная), и картина мира как истории предстает как вечное обновление, становление и угасание культурных форм, совокупность которых и реализует все богатство исторической жизни. Классические теории в рамках данного методологического подхода были разработаны Данилевским, Шпенглером, Тойнби.
Культурологический плюрализм оказал огромное влияние на современную философию культуры, но вызвал множество критических замечаний. Для исследователей, ориентированных на позитивистскую методологию, оказалась неприемлемой методология философии жизни с биологическими аналогиями, интуитивным познанием, мифологизацией исторического процесса. Обстоятельную критику цивилизационного подхода дал Сорокин, во многом являвшийся сторонником плюралистического подхода. Он указывал на отсутствие фундаментальных оснований и, следовательно, единого критерия для типологии культур, на смешение культурных систем и социальных групп, ошибочное упрощение модели при выделении только одного жизненного цикла, тогда как развитие культуры может протекать волнообразно; подчеркивал, что трудно выделить критерии зрелости, что нельзя говорить о гибели культуры в смысле полного исчезновения всех ее форм.
Лит.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.
О. И. Горяинова

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Цивилизационные концепции
Ц.к. “культурно-исторических типов, “великих культур”, “локальных цивилизаций” и т.п.) в культурологии осмысление культурно-исторического процесса в контексте плюралистической исторической модели, основанной на аналогии с органической жизнью. Сторонники Ц.к. полагают, что подобно живым организмам, культуры проходят цикл развития от рождения до смерти, если их развитие насильственно не прерывается. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Историческая необходимость проявляется лишь как неизбежность прохождения этапов жизненного цикла отдельных культур (логика судьбы — Шпенглер), поэтому бессмысленно говорить о единых путях исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях. Это пустые понятия, устранив к-рые можно обнаружить живое многообразие исторической жизни. Критика сторонников Ц.к. направлена против представления о едином, всеобщем историческом развитии человечества с выделением стадий древней, средневековой и новой (новейшей) истории. Они полагают, что такая схема является неправомерной экстраполяцией европейской истории на всемирную, отражающей не объективные закономерности исторического развития, а лишь угол зрения европейского исследователя. Отказавшись от линейности в трактовке историко-культурного процесса, приверженцы цивилизационной методологии приходят к идее культурной морфологии, и картина мира как истории предстает как вечное обновление, становление и угасание культурных форм, совокупность которых и реализует все богатство исторической жизни. Классические теории в рамках данного методологического подхода были разработаны Данилевским, Шпенглером, Тойнби. Культурологический плюрализм оказал огромное влияние на современную философию культуры, но вызвал множество критических замечаний. Для исследователей, ориентированных на позитивистскую методологию, оказалась неприемлемой методология философии жизни с биологическими аналогиями, интуитивным познанием, мифологизацией исторического процесса. Обстоятельную критику цивилизационного подхода дал Сорокин, во многом являвшийся сторонником плюралистического подхода. Он указывал на отсутствие фундаментальных оснований и, следовательно, единого критерия для типологии культур, на смешение культурных систем и социальных групп, ошибочное упрощение модели при выделении только одного жизненного цикла, тогда как развитие культуры может протекать волнообразно; подчеркивал, что трудно выделить критерии зрелости, что нельзя говорить о гибели культуры в смысле полного исчезновения всех ее форм. См. также Культурно-историческая монадология, Историческая типология культуры. Лит.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. О. И. Горяинова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
149.18 кб

Концепции "особого цивилизационного пути" современной России

Мальченков Станислав Александрович
В работе исследуется проблема цивилизационного и геополитического выбора России в современных условиях. Анализируются наиболее известные концепции развития нашей страны по «особому цивилизационному пути».
Читать PDF
633.07 кб

Концепция сетевого общества в рамках цивилизационного подхода

Соколова Анастасия Сергеевна
В статье рассматривается концепция сетевого общества (в западной и восточной моделях) в рамках цивилизационного подхода.
Читать PDF
208.62 кб

Философия истории как основа цивилизационной концепции А. И. Герцена

Евтеева Татьяна Владимировна
В статье рассматривается философия истории русского мыслителя А.И. Герцена (1812-1870).
Читать PDF
4.18 мб

Концепция философии воспитания евразийской цивилизационной идентичности

Лепешев Дмитрий Владимирович
Анализируется проблема социально-культурной идентификации личности и общества евразийского мира в условиях глобализации, когда традиционные устои, система воспитания, становления ценностных ориентиров претерпевают глубокие изменен
Читать PDF
477.74 кб

Концепция евразийского союза: политические или цивилизационные основания?

Джангужин Рустем
Статья посвящена широко обсуждаемой сегодня концепции Евразийства. Согласно широко распространенным представлениям, конечная цель евразийской интеграции реинтеграция постсоветского пространства.
Читать PDF
169.78 кб

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: ВОССТАНАВЛИВАЯ КОНЦЕПЦИЮ М. ВЕБЕРА

Хафф Тоби
Монументальный труд Макса Вебера «Экономика и общество» давно признан работой по «исторической социологии».
Читать PDF
397.65 кб

Византизм К. Н. Леонтьева как концепция русской культурно-цивилизационной идентичности

Беляев Дмитрий Анатольевич, Скрипкин Иван Николаевич
В статье рассматриваются исторические и идейные основания византизма К. Н.
Читать PDF
1.25 мб

Современная цивилизационная картина мира в контексте концепции этногенеза Л. Н. Гумилева

Любичанковский Алексей Валентинович
Существующие на сегодняшний день методики цивилизационного районирования мира не являются универсальными. это районирование можно рассматривать как культурно-географическое.
Читать PDF
325.71 кб

Проблема цивилизационной идентичности России в ситуации постмодерна в концепции А. С. Панарина

Кочетов М.Н.
В статье ставится задача выяснить представления Панарина А.С. о цивилизационной идентичности России и проанализировать те вызовы, которым она подвергается со стороны постмодернистского образа мышления и действия.
Читать PDF
415.56 кб

От концепции русского языка как языка межнационального общения к концепции цивилизационнообразующего

Шаклеин В. М.
В статье рассматриваются вопросы сохранения и развития национального языка и культуры в процессе глобализации.
Читать PDF
90.19 кб

Образы «Другого» в формировании концепции цивилизационной идентичности и приоритетов международной п

Зарова Елена Дмитриевна
В статье анализируются процессы построения цивилизационной идентичности за счет конструирования образов «Другого». Особое внимание уделяется западноевропейским представлениям о «России» как о «Другом».
Читать PDF
97.61 кб

Евразийская концепция литературы: цивилизационный подход и формальный метод в работах Н. С. Трубецко

Вахитов Рустем Ринатович
Статья посвящена концепции литературы у одного из ведущих теоретиков евразийства 19201930-х гг. Н.С. Трубецкого.
Читать PDF
233.73 кб

Социально-философские основания концепции устойчивого развития в контексте цивилизационного развития

Бекетова Елена Николаевна
В статье приводятся результаты исследования двух исторически сложившихся концептуальных подходов к проблеме цивилизационного развития: концепция неограниченного пространственно-временного развития и концепции относительно ограниче