(Zinzendorf, Nikolaus Ludwig von, 17001760), Немецкий религиозный реформатор и основатель Моравской церкви.Родился в Саксонии, в дворянской семье, получил образование в школе Франке в Галле, изучал юриспруденцию в Виттенберге, где предпринял неудачную попытку примирить лютеранскую ортодоксию с пиетизмом. Зарубежные поездки способствовали расширению представлений Цинцендорфа о христианстве, хотя он всегда считал себя прежде всего лютеранином. Цинцендорф поступил на государственную службу, однако поворотный момент в его жизни случился в 1722 г., когда он предложил группе беженцев из общины Богемских братьев (Unitas Fratrum) поселиться в его поместье в Саксонии. Под руководством Цинцендорфа беженцы сформировали общину, получившую название Гернгут ("Стража Господня"); в дальнейшем он целиком посвятил себя развитию общины. В 1727 г. Цинцендорф оставил государственную службу, став миряниномпроповедником, евангелизатором и духовным лидером Гернгута. После занятий теологией, в 1737 г. Цинцендорф был рукоположен в епископы. Столкнувшись с противостоянием ортодоксальных лютеран, он заставил свою общину заявить о независимости от Лютеранской церкви. В многочисленных поездках в другие страны, включая две поездки в Америку, он основывал церкви, помогал их становлению и разработал миссионерскую концепцию, ранее не знакомую протестантизму. К-ром е того, он сочинял песнопения и молитвы, создавал литургические произведения, составлял ежедневные "изречения" (Losungen ), способствовавшие духовному взрослению верующих.
Цинцендорф разделял основные положения лютеранской теологии, безоговорочно принимая Божье откровение во Христе, отличие закона от Евангелия, оправдание верой, освящение жизни, реальное присутствие Христа в Вечере Господней. Особенно, однако, он делал упор на "религию сердца": нужно жить в единстве с Богом, что означает живое единство с Христом, ибо Бог открылся только во Христе. Когда существование человека ориентировано на личность и дело Христа, это ведет не только к блаженству, обретаемому через Христа, но и к участию в общем труде для утверждения Царства Божьего. Чем больше общин, подобных его общине, будет формироваться в Церкви, тем в большей степени христианская жизнь может получить подлинное историческое воплощение. Цинцендорф предвидел оживление существующей Лютеранской церкви через развитие напряженной общиннорелигиозной жизни, края предполагает периодические богослужения, организацию в рамках общины групп, имеющих духовных наставников, основание школ, использование хоральной и инструментальной музыки, активную программу евангелизации и миссионерства в языческом мире.
Благочестие Моравской церкви отличалось от благочестия Галле. Оно в гораздо большей степени проникнуто духом радости и меньше подчеркивает борьбу с грехом; к-ром е того, оно ориентировано на опыт сознательного обращения. Хотя Цинцендорф отстаивал религию опыта, он отвергал перфекционизм. Концепция Церкви как братства, связанного воедино общим спасением, смирением и радостью, удерживала движение в рамках основного потока протестантизма; в то же время упор на провозвестие Евангелия, реализацию подлинного братства, укрепление христианского единства на добровольной основе, миссионерский долг и экуменические воззрения преодолели границы стран и церквей и сделали Цинцендорфа одним из самых влиятельных проповедников XVIII в.
R.V. plerard(nep. Ю.Т.) Библиография: Zinzendorf, Hauptschriften, 7 vols., ed. E. Beyreuther and G. Meyer, Sixteen Discourses on Jesus Christ our Lord (1740), and Nine Public Lectures on Important Subjects in Religion, ed. G.W. ForelI;H. Renkewitz,/m GespriichmitZinzendorfs Theologie; J.R. Weinlick, Count Zinzendorf; A.J. Lewis, Zinzendorf, the Ecumenical Pioneer.
См. также: Пиетизм.