ЦИГЛЕР Леопольд

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЦИГЛЕР Леопольд (Ziegler)
род. 30 апр. 1881, Карлсруэ - ум. 25 нояб. 1958, там же) - нем. представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В "Gestaltwandel der Gцtter" (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Циглеру, остается лишь "тенденция к религии", т.е. "потребность и желание, целеустремленность, инстинкт, воля к созданию Бога". В своей книге "Der europдische Geist" (1929) он различает магическую, пневматическую, телеологическую, каузальную и функционально-математическую фазы европейского духа. Др. осн. произв.: "Das heilige Reich der Deutschen", 2 Bde., 1925; "Ьberlieferung", 1936; "Menschwerdung", 2 Bde., 1948-1949; "Die neue Wissenschaft", 1951; "Das Lehrgesprдch vom Allgemeinen Menschen", 1956.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦИГЛЕР Леопольд
философ религии и философ истории; р. 30.4. 1881 (Карлсруэ) — ум. 25.11.1958. Первоначально был сторонником Гартмана, но вскоре отошел от него. В своем творчестве доказывал необходимость привести в соответствие внутренний и внешний мир расколотого европейского человека, обновить застывшее в противоречиях сознание с помощью глубинных подсознательных его слоев и порожденных ими религиозных устремлений; как сторонник многообразного синтеза стремился к соединению противоположностей (coincidentia oppositorum). Осн. соч.: Gestaltwandel der Götter, 2 Bde., 1920; Das heilige Reich der Deutschen, 2 Bde., 1925; Zwischen Mensch und Wirtschaft, 1927; Magna Charta einer Schule, 1928; Der europäische Geist, 1929; Überlieferung, 1936; Apollons letzte Epiphanie, 1937; Menschwerdung, 2 Bde., 1948; Die neue Wissenschaft, 1951; Spätlese eigener Hand, 1953; Das Lehrgespräch vom Allgemeinen Menschen, 1956; Dreiflügelbild — Keller, H. Pestalozzi, A. Stifter, 1961; Briefe 1901— 1958, 1963.
Kessler u. a. (Hgg.). Ursprung und Gegenwart des Bewußtseins, 1976; M. Schneider-Fassbaender. L. Z. — Leben und Werk, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЦИГЛЕР Леопольд

(30 апр. 1881 – 1958) – нем. философ, близкий, к т.н. философии жизни. Рано испытал влияние Древса и через него Э. Гартмана. Учился в Гейдельбергском ун-те; д-р философии (с 1905). Был близок к Зиммелю и к кружку Кейзерлинга (т.н. школа мудрости). С 1923 и до конца жизни вел уединенную жизнь свободного литератора. К 70-летию получил звание почетного проф. Фрейбургского и Марбургского ун-тов. Ц. сформировался как мыслитель в той характерной для начала века специфич. среде эзотерич. интеллигентских кружков, для к-рой Р. Вагнер и С. Георге создали идеал тайного художественно-духовного братства "рыцарей Грааля", Ницше – идею обновления культуры и жизни на основе нового мифа ("Mythos Atheos"), Э. Гартман – метафизику бессознательного, Древс – проекты модернизированной, "атеистической" религиозности. Как для Кейзерлинга, Клагеса и др. эпигонов романтизма, так и для Ц. целью творч. деятельности представляется преодоление непомерно разросшейся науч. рассудочности во имя целостно-интуитивного жизнеотношения. Такое отношение, по Ц., может быть только религиозным; однако пути назад к церковному христианству и вообще к теизму нет, да этот путь и не нужен, ибо "истинная", адекватная совр. уровню сознания религиозность должна быть "атеистической" (точнее, пантеистической). "Где бог есть это или то, где бог вообще есть еще нечто, он всегда имеет также внеположное себе и потому не есть еще бог" ("Gestaltwandel der G?tter", Darmstadt, 1920, S. 48). Продолжая пантеистические и деперсонализирующие традиции нем. мистики и нем. романтики, а также идею Гегеля о самосознании бога в человеке, Ц. стремится построить всецело имманентное и неличное представление о боге, осуществляющемся в культурно-историч. творчестве человека; это представление о "безбожном боге" ("Theos-Atheos") интерпретируется как исконно германское, что окрашивает философию Ц. в тона национализма ("Das heilige Reich der Deutschen", Bd 1–2, Darmstadt, 1925). Начиная с 30-х гг. Ц. под влиянием мистич. археологии Бахофена, сравнит. религиеведения Фрейзера и "глубинной психологии" Юнга работает над материалом мифа и обряда, стремясь выделить из этого материала "вечное духовное наследие человечества". Более позитивным становится его отношение к христ. традиции ("Menschwerdung", Bd 1–2, Olten, 1948), хотя он стремится дополнить ее элементами греч. язычества и буддизма. В целом Ц. – характерный представитель позднеромантич. умонастроения, внутренне исчерпавшего себя в период между двумя войнами. Соч.: Zur Metaphysik des Tragischen, Lpz., 1902; Der abendl?ndische Rationalismus und der Eros, Jena, 1905; Der deutsche Mensch, В., 1917; Zwischen Mensch und Wirtschaft, Darmstadt, 1927; Der europ?ische Geist, Darmstadt, 1929; Vom Tod, Lpz., 1937; Von Platons Staatheit zum christlichen Staat, Olten, 1948; ?berlieferung, 2 Aufl., M?nch., 1949; Die neue Wissenschaft. Universitas Aeterna, M?nch., 1951; Aus dem Kreis geschnitten, Konstanz, 1956; Lehrgespr?ch vom allgemeinen Menschen in sieben Abenden, Hamb., 1956; Briefe 1901–1958, M?nch., 1963. Лит.: Хюбшер ?., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 90–93; Dienst an der Welt. Zur Einf?hrung in die Philosophie L. Zieglers, Darmstadt, 1925. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.