ЦИГЕН Теодор

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ЦИГЕН Теодор
психиатр, психолог и философ; р. 12.11. 1862 (Франкфуртна-Майне) — ум. 29.12. 1950 (там же); профессор в Галле (1917—1930); позитивист, стремился одновременно дать психологии естественно-научное обоснование и обоснование со стороны наук о духе. Психологизму и логицизму противопоставляет «гигноменологическое» понимание логики: логическими законами является то, что обще для каузальных и параллельных закономерностей, как физических, так и психических (Gignomen — становящееся, данное, переживаемое). Осн. соч.: Leitfaden der physiologischen Psychologie, 1891, 1924; Die Grundlagen der Psychologie, 2 Bde., 1915; Erkenntnistheorie, 1913, 3 Bde., 1934—1936; Das Verhältnis der Logik zur Mengenlehre, 1918; Das Seelenleben der Jugendlichen, 1923, 1943; Lehrbuch der Logik auf positivistischer Grundlage, 1920,1971; Selbstbiographie, in: Philosophie der Gegenwart, Bd.
1923; Vorlesungen über Ästhetik, 2 Bde., 1923— 1925; Die Grundlagen der Charakterologie, 1930, 2 Bd. 1939.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЦИГЕН Теодор

(12 нояб. 1862 – 29 дек. 1950) – нем. психолог и философ. Проф. психиатрии в Иене, Галле, Берлине, проф. философии и психологии в Галле (1917–30). Филос. воззрения Ц. на область психологии во многом сходны с позицией Маха в области физики. Исходным положением для Ц. служит "принцип имманентности", невозможность выйти за пределы данного в опыте. Это "первично данное" психофизически нейтрально, но в своем становлении может выступать как физическое, подчиненное законам каузального типа, и как психическое, подчиненное законам параллельного компонента (Parallelgesetze), посредством к-рых "первично данное" трансформируется в индивидуальный опыт, служащий "субъективным компонентом" физиологич. процессов. С этих позиций Ц. выступал против "мифологизирующих" психологич. школ – учения Вундта об апперцепции, позднее – против учения Фрейда. Им он противопоставлял основанную на физиологии экспериментальную систему ассоциативной психологии. Ц. известен работами по физиологич. психологии и психологии юношеского возраста. Как психиатр, был одним из пионеров изучения "пограничных состояний", в частности психопатич. конституции у детей. Им разработана одна из первых практич. схем исследования умств. развития. Соч.: Psychotherapie, W., 1898; Die Ideenassoziation des Kindes, Abhandl. 1–2, ?., 1898–1900; Psychophysiologische Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Jena, 1907; Die Grundlagen der Psychologie, Buch 1, Lpz.–B., 1915; Die Geisteskrankheiten des Kindesalters, ?., 1915–17; Lehrbuch der Logik auf positivistischer Grundlage, Bonn, 1920; Grundlagen der Naturphilosophie, Lpz., 1922; Die Prinzipien und Methoden der Begabungs-insbesondere der Intelligenzprufung, 5 Aufl., B., 1923; Vorlesungen ?ber ?sthetik, Tl 1–2, Halle, 1923–25; Die Grundlagen der Charakterologie, Langensalza, 1930; Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Tl 1–2, Jena, 1934–39; Das Seelenleben der Jugendlichen, 5 Aufl., Langensalza, 1943, в рус. пер. – Физиологическая психология, M., [1909]. Лит.: Fl?gel О., Ziehen und die Metaphysik, Langensalza, 1912; Ulrich M., Der Ziehensche Binomismus und sein Verh?ltnis zur Philosophie der Gegenwart, "Kant-Studien", 1920, Bd 25, S. 366–95. А. Медведев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.