ЧЖУСИАНСТВО
ЧЖУСИАНСТВО
Обозначение филос. и идеологич. направления, восходящего к учению Чжу Си (12 в.), к-рый завершил оформление филос. системы ли сюэ ("учение о принципе", или дао сюэ - "учение дао"), окончательно придав ей доктринальную определенность. Исторически под Ч. подразумеваются доктрины Каотинской школы, Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы, а также последователей этих учений за пределами Китая, гл. обр. в Японии и Корее. В Китае Ч. имело статус офиц. идеологии в 13 - нач. 20 в., но его доминирующее положение временами ставилось под вопрос в результате смены правителей и династий, а также появления конкурирующих течений, прежде всего Лу [Цзююаня] - Ван [Ян-мина] школы и "ханьского учения" (хань сюэ); ныне аналогич. положение с соответствующими времени коррективами оно сохраняет на Тайване. В Японии основателем направления сюсигакуха (япон. чтение кит. Чжу Си сюэ пай - "школа Чжу Си") был Фудзивара Сэйка (1561 - 1619). Он избегал присущего филос. и идеологич. ситуации в Китае противопоставления Ч. учению Лу [Цзююаня} - Ван [Янмина] школы (синь сюэ [1]- "учение о сердце"), рассматривая их как равноценные и взаимодополняющие. Фудзивара предпринял попытки согласовать Ч. с догматами синтоизма и буд. учением о карме (см. Е). Его ученик Хаяси Радзан, став наставником сегуна - военного правителя Японии, учредил в Эдо высшую школу, обучение в к-рой основывалось на чжусианских интерпретациях конф. канонов. Традиции этой системы образования преобладали в Японии до "революции Мэйдзи" 1867 - 8. После Хаяси, непримиримо настроенного по отношению к учению Ван Янмина, др. идейным течениям, а также к христианству, сюсигакуха разделилась на несколько течений самых разных духовных, теоретич. и политич. ориентации. Против Ч. как идеологич. опоры режима военных правителей-сегунов наиболее упорно выступала школа Мито (митогакуха), не признававшая Ч. ортодокс, конфуцианством, делавшая акцент на доктрине "выправления имен" (чжэн мин), исключительности япон. пути, ратовавшая за восстановление политич. власти императора. В Корее первыми проповедниками доктрины Чжу Си стали обучавшиеся в Китае ан Хян и др. (13 - нач. 14 в.). Основоположником ортодокс, корейского Ч. считается Чон Мончу (14 в.), первый министр гос-ва Коре: при нем Ч. обретает черты офиц. идеологии. В 15 - 16 вв. в корейском Ч. возобладало направление, противопоставлявшее социально-политич. утилитаризм чжусианской доктрины бесплодному схоластич. мудрствованию. В 16 в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа - соннихак (другое назв. - лихак, калька с кит. ли сюэ). Усилиями основателей этой школы - Ли Хвана (Тхвеге), Рин Ху и др. за идеологией Ч. были закреплены офиц. статус и монополия в системе образования. С 17 в. позиции Ч. отстаивались в жестком, принимавшем политич. формы соперничестве с идеологич. конкурентами, среди к-рых видное место занимали апологеты янминизма (янменхапкха) и школы сирхак, складывавшейся под сильным влиянием "ханьского учения" (хань сюэ). В конце 19 в. Ч. осознавалось его корейскими сторонниками как важная духовная скрепа, соединяющая Китай и Корею, и даже стало идеологич. основой партизанской борьбы против япон. засилья. *Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947; Чон Чин Сок и др. История корейской философии. Т. 1 . М., 1966; Тягай Г. Д. Обществ, мысль Кореи в эпоху позднего феодализма. М., 1971; Ногата Хироси. История филос. мысли Японии. М., 1991; Yang К.Р., Hendcrson G. An Outline History of Korean Confucianism // Journal of Asian Studies 1958 - 9. XVIII; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. №1 - 2; Confucianism and Tokugawa Culture. Princ., 1984; The Korean Controversy over Chu Hsis View on the Nature of Man and Things // Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986.