кит. — преданность и взаимность/великодушие) — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Ообъединяются в бином чжун шу в высказывании ученика Конфуция — Цзэн-цзы, где чжун шу предстает условием «пути (дао) мудреца» («Лунь юй», IV, 15). Понятие «взаимность/великодушие» («отзывчивость» — шу) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» («Лунь юй», XV, 23). Впоследствии «преданность» стала пониматься как гл. о. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно комментарию Чжу Си к «Лунь юю» (TV, 15), «преданность» есть «исчерпание себя» — максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как «взаимность/великодушие» — «распространение себя» (т. е. отношения к себе) на другого человека.
А. Г. Юркевич
ЧЖУН ШУ
ЧЖУН ШУ
Источник: Новая философская энциклопедия
ЧЖУН ШУ
Преданность и великодушие (отзывчивость)". Этич. требования в конфуцианстве, подразумевающие осуществление "золотого правила" морали. Согласно "Лунь юю" (5 в.), "преданность" (чжун [2]) означает "утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам". Там же понятие "великодушие" ("отзывчивость" - шу [3]) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в апофатич. формулировке "золотого правила": "Чего не желаешь себе, того не навязывай другим". Заслугу объединения обоих понятий в бином Ч.ш. "Лунь юй" отдает ученику Конфуция - Цзэн-цзы, в высказываниях к-рого Ч.ш. предстает условием "Пути (дао) мужа". В целом Ч.ш. выступают у Конфуция способами реализации "гуманности" (жэнь [2]). Это положение отчетливо высказано Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) в отношении "великодушия". Впоследствии "преданность" стала пониматься как гл. обр. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно коммент. Чжу Си (12 в.) к "Лунь юю", "преданность" есть "исчерпание себя" (цзинь цзи) - максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как "великодушие" - "распространение себя" (т.е. отношения к себе) на другого человека.