ЧЖИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЧЖИИ
посмертное имя Тяньтай-даши; 538—597) — китайский будд. монах,третий патриарх (а по существу основатель) школы Тяньтай-цзун, одна из наиб. заметных фигур в истории кит. буддизма. Был близок к аристократич. элите (в частн., обратил в свою веру императора Янди). В трудах Ч., отредактированных его учениками и собранных в т. н. «Три части Тяньтая» (кит. «Тяньтай саньбу»), сформулированы все основополагающие доктринальные положения школы. В молодости Ч. испытал влияние чань-буддизма, о чем свидетельствуют его ранние сочинения. Чаньские элементы (прежде всего медитация) занимают большое место и в религ. практике адептов Тяньтай-цзун. Ч. пользовался безусловным авторитетом в яп. будд. мире, чему способствовало положение школы Тэндай-сю (аналога Тяньтай-цзун), школы Нитирэн-сю и ее ответвлений среди др. будд. объединений в ср.-век. Японии. А. Н. Игнатович

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЧЖИИ
Чэн Дэань. 538, Хуажун окр. Цзинчжоу (к юго-зап. от Цяньцзяна пров. Хубэй),-597. Буд. наставник, фактич. создатель Тяньтай школы. Ученик Хуэйсы. В 567 отправился в Цзиньлин (совр. Нанкин) для проповеди буддизма. В 575 поселился в горах Тяньтайшань. Пользовался покровительством государей дин. Чэнь (557 - 89) и сменившей ее дин. Суй (581 -618). Из многочисленных соч. Ч. главными признаны "Фа хуа сюань и" ("Сокровенный смысл "Лотосовой сутры"), "Фа хуа вэнь цзюй" ("Язык "Лотосовой сутры"), "Мохэ чжи гуань" ("Великое самопрекращение и самопостижение") - т.н. "три великие части [учения] Тяньтай", излагающие осн. доктрины этой школы. Из 32 учеников Ч. наибольшую известность получил Гуаньдин (561-632) - пятый патриарх Тяньтай. См. также ст. Тяньтай школа. Хэ Чэнсюань Ч. первым в истории кит. буддизма связал медитативные приемы "спасения" и достижения нирваны (см. Нспань) с филос. постулатами - они объясняют практику медитации, в свою очередь способствующую осмыслению философии школы Тяньтай. По Ч., универсальный способ "спасения" - осуществляемое посредством медитации "парное совершенствование (шуан сю) самадхи и мудрости" (дин хуэй, см. Саньмэп, Чжи [1]), или "самопрекращение и самопостижение" (чжи гуань), тождественные праджняпарамите (см. Божо). Процесс чжи гуань постадиально описан в десяти главах трактата "Сю си чжи гуань цзо чань фа яо" ("Изложения учения о совершенствовании и овладении самопрекращением и самопостижением"): 1) "наличие [заданных условий и] причин" (цзю юань), предполагающих успех медитативной практики; 2) "освобождение от страстей [и желаний]" (хэ юй); 3) "отбрасывание покрывала" (ци гай) - отказ от сомнений (в себе, учителе, учении и т.п.); 4) "упорядочение и гармонизация" (дяо хэ) питья и пищи, сна, тела, дыхания, сознания. После этого приступают к регулированию дыхания в начальной стадии медитации, затем - к "гармонизации сердца (сознания)" в начальной стадии медитации, в процессе "погружения", при выходе из медитации; 5) "метод" (фан бянь) - проникновение в сакральную сущность метода чжи гуань; 6) "осн. совершенствование" (чжэн сю) - уяснение осн. целевых установок, действующих в процессе медитации, поддержание медитативного состояния в повседневной жизни, а не только во время "сидения в сосредоточении" (цзо чань); 7) "проявление добра" (шань фа) - проявление хороших, с т.зр. буд. этики, качеств и благодаря этому возможное достижение "внезапного просветления" (дунь у); 8) "цзюэ [чжи] Мо [ши]" ("осознание [влияния дел демонов] Мара") - уяснение препятствий дальнейшему совершенствованию; 9) "исцеление от болезней" (чжи бин) - овладение способами диагностики заболеваний и их лечения посредством универсального медитативного метода чжи гуань; 10) "утверждение плода" (чжэн то) - последняя стадия медитативного погружения в процессе цзо чань, когда предполагается достижение окончательного "просветления", реализация изначально заложенной в человеке "природы будды" и даже погружение в нирвану. В трактате "Лю мяо фа мэнь" ("Шесть тайных врат дхармы") Ч. конкретизировал методики чжи гуань, описал приемы контроля за дыханием и сознанием, последовательность и характер стадий чжи гуань вплоть до "просветления". В "Мохэ чжи гуань" даны преимущественно филос. основания медитативной практики. Она предполагает погружение в самадхи (саньмэй), проявляющееся в четырех видах медитации: чан цзо саньмэй ("самадхи постоянного сидения"), чан син саньмэй ("самадхи постоянного хождения"), бань цзо бань син саньмэй ("самадхи полусидения и полухождения") и фэй син фэй цзо саньмэй ("самадхи нехождения и несидения"). Ч. первым в истории кит. буддизма выдвинул тезис о необходимости практиковать самадхи в обыденной жиони - в любое время и любом месте. Он же стал родоначальником знаменитой техники медитации "думание о Будде" (нянь фо), совместив медитацию "постоянного хождения" с рецитацией имени будды Амитабхи - "Владыки рая". Практика нянь фо вошла в арсенал буд. Цзинту школы, где ранее практиковалось только созерцание образа Амитабхи вплоть до "слияния" с ним. Медитативные методики Ч. широко вошли в практику др. направлений кит. буддизма, прежде всего Чань школы, где получили дальнейшее развитие. Основой медитативных разработок Ч. помимо инд. источников, возможно, является и даос, традиция; его учитель Хуэйсы известен как знаток "внутр. алхимии" (нэй дань, см. Сянь сюэ), предложивший данный термин для обозначения практики самосовершенствования, имевшей давние даос, корни. **Профатилов И.А. Влияние доктрины Ч. на формирование медитативной практики в школах Чань и Цзинту // 22-я НК ОГК. Ч.З. М., 1991; Чжунго фоцзяо сысян сюаньбянь (Избр. материалы по истории буд. мысли Китая). Т. 2. Ч. 1. Пекин, 1983. С. 85 - 111; Фань Литянь. Фоцзяо чжи сюэ (Буд. философия). Пекин, 1986; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Пекин, 1986; Yii Chun-fang. The Renewal of Buddhism in China. N.Y., 1981. P. 29 - 64. См. также лит-ру к ст. Тяньтай школа. И. А. Профатилов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь