ЧЖЭН ГУАНЬИН
ЧЖЭН ГУАНЬИН
Чжэн Чжэнсян, прозв. Таочжай, Цыюшэн, псевд. Муюн шаньжэнь ("отшельник Муюн"), Дай-хэ шаньжэнь ("отшельник Дайхэ"). 1842, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) пров. Гуандун, - 1922. Один из первых идеологов реформаторства, сановник, компрадор. Занимал посты нач-ка Шанхайского машинно-ткацкого управления, управляющего Кит. коммерческой пароходной компанией, генерального директора Ханьянского металлургии. завода, управляющего железной дорогой. Сотрудничал в качестве посредника с англ. торговцами антиквариатом. Покровительствовал ученым, специализировавшимся в даос. и буд. философии. Осн. соч. - "Шэн ши вэй янь" ("Смелые речи о веке процветания"), "Цзи и" ("Техника и искусство"). Подвергал критике политику "самоусиления", осн. на заимствовании только технич. и военных достижений Запада. Утверждал, что "торговая борьба является главенствующей, а военная - второстепенной"; державы Запада "войска используют для того, чтобы защищать торговлю". Призывал изучать не только прикладные (юн [2], см. Ти - юн) аспекты зап. цивилизации, но и такие ее сущностные (ти [1]) установления, как парламентаризм и демократия. Полагая, что "как нет извечных истин, так и нет неизменных установлений", выступал за политико-правовые реформы и введение конституционной монархии по англ. образцу с двухпалатным парламентом. В то же время критиковал сторонников проза п. ориентации за попытку "слепого копирования" чужих достижений. Подчеркивал ценность кит. науч. традиции, нацеленной на постижение "корня" (бэнь), т.е. глубинных законов дао, социально-политич. выражением к-рых для него выступал конф. принцип "гуманного правления"; усматривая в зап. культуре тенденцию к переходу от "анализа внешнего", "грубой материи", "орудий" (ци [2]) к "постижению внутреннего", в то же время отмечал в политич. "методах европейцев" пережитки "методов деспота" (см. Ван дао). По Ч. Г., "гуманное правление" в Китае, подкрепленное общественно-политич. реформами, приведет к торжеству "справедливого правителя" над "деспотом", т.е. враждебными внеш. силами; столь же неизбежно грядущее завершение начавшегося "слияния материальных и духовных культур [различных народов]" возвращением "на истинный путь, указанный Конфуцием и Мэн-цзы". *Ч.Г. цзи (Соч. Ч.Г.). Т. 1 - 2. Шанхай, 1982; Дао ци // Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840- 1898). М., 1961; "Самойлов Н.А. Ч.Г. и зарождение буржуазно-реформаторской идеологии в Китае в 60 - 80-х гг. XIX в. // 13-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1982; Его же. Борьба тенденций в общественно- политич. мысли Китая в пер. политики "самоусиления" // Всемирная история и Восток. М., 1989; Ся Дунъюань. Ч.Г. сысян фачжань лунь (О развитии идей Ч.Г.) // Шэхуэй кэсюэ чжаньсянь. 1979. №1; Линнань ли-дай сысянцзя пинчжуань (Критич. биографии мыслителей из пров. Гуандун). Гуанчжоу, 1985; Нао Yen-ping. The Comprador in the 19th Century China: Bridge between East and West. CamMMass.), 1970. См. также лит-ру к ст. Янъу юньдун. А.Г. Юркевич