ЧЖАНЬГОЦЭ ПАЙ
ЧЖАНЬГОЦЭ ПАЙ
Группа "Чжаньгоцэ". Идейно-филос. течение, сплотившееся вокруг журн. "Чжаньгоцэ" ("Планы сражающихся царств", см. "Чжань го цэ"; с 4.1940 по 7.1941 в Куньмине вышло 17 номеров, издавался также в Шанхае). Осн. выразителями его идей были Чэнь Цюань и Линь Тунцзи. По мнению последнего. Война сопротивления Японии вернула Китай на 2000 лет назад, в эпоху "Сражающихся царств" (5 - 3 вв. до н.э.). Хотя борьба (чжань) всегда присутствует в жизни наций, в особые эпохи она является главным критерием развития и существования гос-ва. В период "Сражающихся царств" война становится тотальной (цюань ти), она ведется не для экономич. выгод, а на полное уничтожение противника. В связи с этим на первое место выходит гос-во (го). Оно приобретает высшие полномочия (цюань нэн), становясь организатором борьбы, ставя на первое место наращивание сил и орг-ционного потенциала. В этом отношении социализм СССР, европ. фашизм и политика Рузвельта представлялись сторонникам "Ч." п. разными путями к одной цели - этатизму (гочаньч-жуи). Борьба держав за создание мировой империи ставит в центр всего войну, рождая новые ценности героизма и эстетики ужасающей беспощадности. Сторонники "Ч."п. считали первый этап развития совр. кит. мысли, представителем к-рого был Ху Ши, "эмпирико-фактуальным" (1920 - 40), а осн. его признаком - рост индивид, сознания. Второй этап - "диалектико-революционный" - наиболее ярко представлен Го Можо и отмечен становлением классового сознания. Сами они отождествляли себя с представителями третьего, "культурно-синтетического", или "культур-гештальтного", этапа, "возвышающего нац. сознание". Кит. интеллигенции необходимо избавиться от "несвоевременных" идей, препятствующих борьбе нации за существование - традиц. проблематики Да тун [1], новых идей приоритета индивид, или классовых интересов над интересами целого и т.п. В совр. лит-ре КНР "Ч."п. оценивается как "реакционно-фашистское" течение. *Чжунго сяньдай цзычаньцзецзи чжэсюэ цзы-ляо сюаньцзи (Сб. материалов по совр. кит. бурж. философии). Т. 4. Чанчунь, 1983; **Люй Сичэнь, Ван Юйминь. Чжунго сяньдай чжэсюэ ши (История совр. кит. философии). 1919 - 1949. Чанчунь, 1984. А. В. Ломанов