ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
Чжань Юаньмин, прозв. Ганьцюань. 1466, Цзэн чэн (совр. пров. Гуандун),- 1560. Философ-неоконфуцианец, чл. Ханлинь академии. В разное время возглавлял ведомства назначений и аттестации, ритуалов, военное ведомство. Нек-рое время учился у Чэнь Сяньчжана, преподавал вместе с Ван Янмином и полемизировал с ним, исходя из общих установок, унаследованных от Лу Цзююаня и У Юйби. Осн. соч. - "Эр ли цзин чжуань цэ" ("Исслед. и коммент. к двум канонам [ритуальной] благопристойности"), "Чунь цю чжэн чжуань" ("Исправленный коммент." к "Веснам и осеням"), "Гу Юэ цзин чжуань" ("Коммент. к тексту "Канона музыки", [написанного] старыми [письменами]"), "Ганьцюань синь лунь" ("Новые высказывания Гань-цюаня"), "Чжань Ганьцюань цзи" ("Собр. произв. Чжань Ганьцюаня"). Рассматривал "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли [1]) как некий "единый великий мозг, [возможности к-рого соответствуют возможностям] тысяч совершенномудрых и тысяч гениев"; он охватывает все сущее и "повсеместно [м.б.] телесно различаем" (т.е. чувственно познаваем). "Телесное различение [небесного принципа]", по Ч.Ж., равно "знанию и действию" (см. Чжи - син), рассматриваемым как некое единство. Рассматривал синь сюэ [1] ("учение о сердце") как "телесное различение [небесного принципа] сердцем (синь [1])", т.е. трактовал "учение о принципе" (ли сюэ) как разновидность "учения о сердце". Способность "сердца" вмещать в себе внеш. мир равносильна "пронизыванию" им этого мира и исключению т.о. дихотомии внешнего и внутреннего. Ч.Ж. подчеркивал отличие собств. трактовки "сердца" от толкования Ван Янмина: последний якобы говорил о сердце, находящемся в груди, тогда как сам Ч.Ж. имел в виду то, что "телесно [объемлет] тьму вещей и не м.б. утрачено". Сведения о жизни и творчестве Ч.Ж. вошли в сб. "Мин жу сюэ ань" ("Учения конфуцианцев эпохи Мин") Хуан Цзунси (17 в.) и в "Мин ши" ("Истории дин. Мин", 18 в.). *Чжань Ганьцюань вэнь цзи (Собр. произв. Чжань Ганьцюаня) [1579] // Цзычжэнтан (Зал Содействия управлению). Б.м., 1886; Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей). Янчжоу, 1533; **Линь Цзипин. Ганьцюань сюэ таньцзю юй Ван Чжань бицзяо (Исслед. учения [Чжань] Ганьцюаня и его сравнение с Ван [Янмином]) // Жэньшэн. 1965. Т. 30; Араки Кзнго. Ч.Ж. и Ван Янмин (на япон. яз.) // Тэцугаку нэмпо. 1968. Т. 27; Сига Итиро. Ван Янмин и Ч.Ж. (на япон. яз.) // Синтося. 1975. Сюй Юаньхэ, А.И. Кобзев Хань Фэй (3 в. до н.э.) подвергал критике учение Ч.Х. о познании, постулировавшее в духе "Чжуан-цзы" возможность внеопытного постижения мира. Ли Си