ЧЖАН СИНЧЭН
ЧЖАН СИНЧЭН
Чжан Вэнь-жао, Чжан Цзыжао, прозв. Гуаньу сяньшэн ("учитель, Наблюдающий вещи"). Мыслитель-неоконфуцианец 12 в., развивавший нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) идеи Шао Юна (11 в.), в т.ч. в комментариях к его трудам. Осн. соч. - "И сюань" ("Сокровенное (содержание "Десяти] крыльев" ["Канона перемен"]), "Хуан цзи цзин ши со инь" ("Сокрытые принципы [кн.] "Свыше предопределенное управление миром"), "Хуан цзи цзин ши хуань у вай пянь янь и" ("Обилие смыслов комментирующих глав о наблюдении вещей [в кн.] "Свыше предопределенное управление миром", "И тун бянь" ("Проникновение [в суть] изменений по ["Канону] перемен"), "Юань бао цзун и" ("Совокупный смысл изнач. всеобъемлемости"). Источником Вселенной считал структурообразующий "принцип" (ли [1]), генетически предшествующий миру вещей наряду с "числами" (шу [1]) и "образами" ("символами" - сян [1]). По оценке его младшего современника Вэй Ляовена, "принцип" у Ч. С. выражает "реальный смысл Великой пустоты (тай сюй, см. Сюй)", а "числа" - "установление разделений в Великой пустоте". На той стадии космогенеза, когда еще отсутствуют "формы" (син [2]), наличие "принципа" обусловливает наличие "чисел", а последние - наличие "образов". После образования "форм" "образы" обусловливают развитие "числовой" орг-ции Вселенной, а "числа" - познание "принципа". На основе развернутых нумерологич. схем Ч. С. предпринял попытку создания универсального плана мировых процессов. Сюй Юаньхэ