ЧжанДуншэн) (1884 или 1886, уезд Усянь провинции Цзянсу — 1973) — китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель; ученик и последователь Лян Цичао. Президент Публичного университета Китая (1925—30), профессор философии пекинского Яньцзинского университета (1930—52); главный редактор еженедельника «Шиши синь бао» (1916—30), журналов «Цзефан юй гайцзао» (1919—20), «Цзайшэн цзачжи» (1932—46). В 1934—46 один из организаторов и руководителей Государственно-социалистической партии Китая (позднее Демократически-социалистической партии), один из лидеров Демократической лиги Китая. После образования КНР — член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как «независимый» идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая судьба неизвестна. Главной проблемой философии Чжан Дунсунь считал природу и сущность познания, выработал теорию «гносеологического плюрализма», сочетавшую элементы «философии разума» в учении неоконфуцианства с идеалистическими идеями И. Канта, К. И. Льюиса, А. Н. Уайтаеда и А. С. Эддингтона. Исходя из позиции, близкой западной лингвистической философии, в частности общей семантике, он опирался на факт отсутствия в китайском языке (прежде всего вэньяне — языке традиционной китайской культуры) глагола-связки «быть» и производной от него субъекгно-предикатной структуры предложения, которая является лингвистически адекватной формой выражения логического закона тождества. Поэтому, согласно Чжан Дунсуню, «система китайской логики в той мере, в какой мы можем называть ее системой, не основана на законе тождества». Западная «логика тождества» — продукт европейской языковой среды, теоретически осмысленной Аристотелем. Необходимый элемент этой логики — понятие субстанции как субъекта отождествления, также производное от глагола «быть», необходимо предполагающего субъект лингвистической предикации.
Грамматическая структура китайского предложения знаменует собой лишь взаимосвязь описываемых в нем объектов, ничего не говоря о соотношении объемов их понятий. Более того, даже отрицания (фэй, бу) в этом языке двусмысленны, они не позволяют однозначно судить, идет речь о противоречии или противоположности, т. е. отношении А и не-А или А и В, что делает нерелевантным закон исключенного третьего. Отсюда проистекает неэксклюзивность китайских классификаций и традиция определений с помощью антонимов, а не через род и видовое отличие.
Логику мышления в таких лингвистических категориях Чжан Дунсунь называет коррелятивной, или «логикой противоположности», которой чужды понятия тождества, противоречия, субстанции и формально-логический закон противоречия.
Отталкиваясь от идей Канта, Чжан Дунсунь рассматривал мораль как «самоограничение», практикуемое разумным существом. Концепцию «общей (единой) воли» и «теорию народного согласия» Чжан Дунсунь заимствовал у Ж. Ж. Руссо. Вместе с тем Чжан Дунсунь не избежал воздействия традиционной веры китайцев в моральное развитие и «самосовершенствование», прежде всего характерной для неоконфуцианства.
Соч.: Жэнь-ши лунь (Теория познания). Шанхай, 1934; Чжи юй вэнь-хуа (Познание и культура). Чунцин—Шанхай, 1946; Chang Tungsun. A Chinese Philosophers Theory of Knowledge.— «Review of General Semantics», 1952, v. 9; Id. La logique chinoise.— «Tel quel», 1969, t. 38; A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Chan Wmgtsit. Princeton (N. Y.)—L., 1963, p. 743—50. Лит.: Белоусов С. Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма.— «Проблемы Дальнего Востока», 1983, № 2; Дин. Чжан Дунсунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дунсуня). Шанхай, 1934.
А. И. Кобзев
ЧЖАН ДУНСУНЬ
ЧЖАН ДУНСУНЬ
Источник: Новая философская энциклопедия
ЧЖАН ДУНСУНЬ
Чжан Дуншэн. 1886, уезд Усянь пров. Цзянсу, - 1973. Философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор зап. мысли, политич. деятель, ученик и последователь Лян Цичао. Получил образование в Токийском имп. ун-те в Японии (1905- 11). В 10 - 20-е гг. сотрудничал с политич. орг-циями реформаторов - Прогрессивной партией и Исследовательской группой. Президент Публичного ун-та Китая (1925 - 30), проф. философии пекинского Яньцзинского ун-та (1930 - 52); гл. ред. еженедельника "Шиши синь бао" (1916 - 30), журналов "Цзефан юй гайцзао" (1919 - 20), "Цзайшэн цзач-жи" (1932 - 46). Вместе с Чжан Цзюнь-маем в 1934 - 46 - организатор и руководитель Гос.-социалистич. партии Китая (позднее - Демократич.-социалистич. партии), один из лидеров Демократич. лиги Китая. После образования КНР - чл. Центр, нар. правительства. В февр. 1952 подвергся критике как "независимый" идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая судьба неизвестна. В пер. формирования на взгляды Ч.Д. оказали влияние конституц. идеи Лян Цичао, концепция синтеза культур Востока и Запада, социально-политич. воззрения Б. Рассела и "гильдейского социализма". В 1919 Ч.Д. выступил инициатором "дискуссии о социализме". Гл. проблемой философии Ч.Д. считал природу и сущность познания. Отвергая диалектич. и историч. материализм, выработал теорию "гносеологич. плюрализма" (доюань жэньшилунъ), сочетавшую элементы "философии разума" (лисин чжэсюэ) в учении неоконфуцианства с идеалистич. идеями И. Канта, К.И. Льюиса, А.Н. Уайт-хеда и А.С. Эддингтона. Рассуждая в русле общей семантики, Ч.Д. утверждал, что структура предложения в осн. европ. языках сводима к элементарному виду "а есть 6", тогда как в кит. яз. элементарной является структура "а соотносится с b" (a R Ь), что обусловлено отсутствием в лит. кит. яз. вэньяне глагола-связки "быть". Следовательно, синтаксису вэньяня более близка логика отношений, а не Аристотелева силлогистика. Отсутствие связки "быть" - причина того, что кит. философия (если отвлечься от буд. привнесений) не знает категорий тождества, субстанции, причинности, атома и вообще не имеет онтологии и космологии (при наличии космогонии и "жизнесозерцания" - жэньшэнгуань). В целом логику кит. мыслителей, чуждую закону противоречия, он определил как "логику противоположности, или коррелятивной дуальности", поддержав тем самым теорию господства в Китае "коррелятивного мышления". Выступая против материалистич. диалектики, Ч.Д. в 1934 завязал дискуссию о диалектич. материализме. Отстаивая тезис об отсутствии противоречий и закономерностей объект, мира, доказывал, что осн. методом познания являются логика и логич. рассуждение. Развивая "стыдливый материализм" (Ф. Энгельс) англ, философа и биолога Т.Г. Гексли, Ч.Д. утверждал, что "от Канта и Гегеля до Маркса применение диалектич. метода отнюдь не способствовало достижению желаемого результата". Марксистская философия расценивалась им как всего лишь достаточно спорная гипотеза из области обществ, наук. Отталкиваясь от идей И. Канта, Ч.Д. рассматривал мораль как "самоограничение", практикуемое разумным существом. Концепцию "общей (единой) воли" и "теорию нар. согласия" Ч.Д. заимствовал у Ж.Ж. Руссо. С др. стороны, Ч.Д. не избежал воздействия традиц. веры китайцев в моральное развитие и "самосовершенствование", прежде всего неоконфуцианства. Стремление Ч.Д. к синтезу вост. и зап. ценностей сказалось на его подходе к проблемам социальной философии, в части., трактовке демократии, к-рая рассматривалась не только как система правления, но и как "определенный уровень развития цивилизации", осн. на высоких моральных принципах. Демократия, по Ч.Д., является "духовной позицией всей нации" и, имея в основе своей разумное начало, отвечает нуждам индивидуума, социума и об-ва в целом. Эквивалент феномена "свободы" Ч.Д. находил в кит. концепции "самоудовлетворения" (цзы дэ), к-рое достигается, когда "каждый следует своей природе" и "живет в гармонии с разумом". Придерживаясь подобной трактовки демократии, Ч.Д. был скептически настроен в отношении диктатуры пролетариата как "антидемократич." в своей основе и соответственно "аморальной". Утверждение примата нац. по отношению к социальному, отрицание классовых антагонизмов в кит. об-ве и бурж. либерализм социал-реформистского толка приводили Ч.Д. к неприятию не только режима "политич. опеки" Гоминьдана, но и пропагандировавшихся КПК насильств. революц. методов преобразования об-ва. Результатом явилась выработка концепции "среднего (политич.) курса", подразумевавшего социальное партнерство в об-ве, бурж. демократизм в политике и социалистич. планирование в экономике. Гл. особенностью этой концепции была национал-реформистская модификация традиц. кит. идеи о руководящей и контролирующей функциях надклассового государства-нации. *Сяньцзай юй цзянлай (Наст, и будущее). Шэ-хуэйчжуи таолунь цзи (Дискуссия о социализме). Гуанчжоу, 1922; Жэньшилунь (Гносеология). Б.м., 1930; Цзецзи вэньти (Проблема классов) // Цзай-шэн цзачжи. 1932. Т. 1. №4; Вэйу бяньчжэнфа луньчжань (Дискуссия о диалектич. материализме). Б.м., 1934; Цун чжунго яньюй гоуцзао шан кань чжунго чжэсюэ (Взгляд на кит. философию с т.зр. структуры кит. яз.) // Дунфан цзачжи. 1936. Т. 33. №7; Лисин юй миньчжу (Разум и демократия). Шанхай, 1946; Миньчжучжуи юй шэхуэйч-жуи (Демократия и социализм). Шанхай, 1947; Chang Tung-sun. A Chinese Philosophers Theory of Knowledge // A Review of General Semantics. 1 952. Vol. 9; Id. La logique chinoise // Tel quel. 1969. T. 38; **E Цин. Ч.Д. чжэсюэ пипань (Критика философии Ч.Д.). Шанхай, 1934; Ч.Д. дэ доюань жэньшилунь цзи ци пипин (Гносеологич. плюрализм Ч.Д. и его критика). Шанхай, 1936; Ху Сяо. Пин Ч.Д. фань макэсычжуи дэ сань цы тяочжань (О трех попытках Ч.Д. бросить вызов марксизму) // Фудань сюэбао. Шанхай, 1938. №2; Белоусов С.Р. Об одной разновидности кит. бурж. национализма // ПДВ. 1983. №2. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994 (по Указателю). С. Р. Белоусов, А. И. Кобзев