ЧЖАН ЧЖИДУН

Найдено 1 определение
ЧЖАН ЧЖИДУН
Чжан Сяода, прозв. Сянтао, Хугун, Баобин. 1837, Наньпи пров. Чжили (совр. пров. Хэбэй),- 1909. Гос. деятель, мыслитель, представитель (в кон. 19 - нач. 20 в. - лидер) "группировки заморских дел" (янъу пай). Имел высшую ученую степень цзиньши. Был редактором 2-го разряда Ханьлинь академии, занимал администр. должности в пров. Ху-бэй, Сычуань, Шаньси, назначался губернатором областей Гуанси-Гуандун, Хунань-Гуандун, Цзянси-Цзянсу. Дослужился до статс-секретаря гос. канцелярии, главного советника Гос. военного совета и по совместительству министра образования. Руководил подавлением антимиссионерских выступлений и мятежа местных войск в пров. Хубэй и Хунань. Основал целый ряд гос. пром. предприятий и учебных заведений. Соч. сведены в сб. "Чжан Вэньсян-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. Чжана - князя, Содействующего Культуре"). Гл. политико-идеологич. и филос. работа - "Цюань сюэ пянь" ("Советы по поводу наук"). Осн. политич. и педагогич. принцип Ч. Ч. - "кит. наука в качестве основы, зап. наука для [утилитарного] применения". Конф. этико-политич. принципы должны быть неизменными, иначе в стране воцарится беззаконие. "Старая" (цзю), т.е. традиц. кит. культура, призвана "исцелять личность и сознание" (чжи шэнь синь), тогда как "новая наука" (синь сюэ [2]) - собственно наука и техника, педагогика, политич. установления - предназначена для "мирских дел". Ведущая и регулирующая роль "старой науки" по отношению к "новой" - вспомогательной, утилитарной - обосновывалась идущим от "Чжун юна" и "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) тезисом о совершенствовании личности как гл. пути к упорядочению гос-ва. Учение Ч. Ч. отрицало ценность зап. этико-политич. теорий, объективно было нацелено против реформ. Духовное наследие "совершенномудрых" (см. Шэн [1]) Ч. Ч. объявлял "исчерпывающим учением" (чжи цзяо). Его доктрина соотношения кит. и зап. науки впоследствии была систематизирована и в том или ином виде вошла в учения умеренных реформаторов и традиционалистов. Взгляды и политич. курс Ч. Ч. были нацелены против демократич. тенденций, на укрепление политико-экономич. позиций маньчж. дин. Цин. В то же время они способствовали краху идеологии изоляционизма, восприятию в Китае зап. науки и техники, знакомству с зап. мыслью. "Самойлов Н.А. Ч.Ч. и его планы преобразований в оценках рус. китаеведов кон. XIX - нач. XX в. // И не распалась связь времен... К 100-летию со дня рождения П.Е. Скачкова. М., 1993; Ayers W. Chang Chih-tung and Educational Reform in China. Camb. (Mass.), 1971. См. также лит-ру к ст. Янъу юньдун. Хэ Чэнсюань Хуна. Вместе с Чжу Си и Люй Цзуцянем причислялся к "трем мудрецам с Юго-Востока". Осн. соч. - "Наньсюань и шо" ("Учение Наньсюаня о переменах"), "Гуй сы Лунь юй цзе" ("Разъяснение "Суждений и бесед" [Конфуция, написанное] в год Гуйсы"), "Наньсюань цзи" ("Собр. произв. Наньсюаня"), "Цунь Чжай цзи" ("Прижизненные записи [Лэ] Чжая"). Пропагандировал учение Чжоу Дуньи (11 в.), считал тай цзи ("Великий предел") базовой филос. категорией, объемлющей пространство и время. Движение тай цзи служит причиной возникновения "форм (син [2]) двух [видов] п невмы (ци [1])", т.е. субстантивированных космич. полярных сил инь ян, наличие "форм" к-рых инициирует "трансформации (хуа) тьмы вещей". Решая проблему соотношения "знания и действия" (см. Чжи - син), главенствующую роль отводил знанию как условию действия. Отождествлял этико-ритуальную "благопристойность" (ли [2]) с "небесным принципом" (тянь ли, см. Ли [1]), акцентировал роль "почтительной осторожности" (цзин [4]) в исчерпывающем постижении "принципа" и достижения "просветленности [разума]" (мин [3]). В целом взгляды Ч.Ш. можно рассматривать как некий компромисс между учениями Чэн И (11 в.) и школы синь сюэ [1]. Вел активную полемическую переписку с Чжу Си, высоко ценившим эрудицию Ч.Ш. Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь