ЧЖАН БОДУАНЬ
ЧЖАН БОДУАНЬ
Чжан Цзыян, Чжан Пиншу. 984, Тяньтай (на территории совр. пров. Чжэцзян), - 1082. Ученый-даос - медик, правовед, знаток стратегии, астрономии, географии, один из крупнейших теоретиков "внутр." алхимии ("внутр. пилюли" - нэй дань, см. Сянь сюэ). Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Хорошо знал конф. и буд. лит-ру, был сторонником идеи "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Осн. соч. - "У чжэнь пянь" ("Главы о прозрении истины"). Соч. Ч.Б. закрепили традицию использования "внешнеалхимич." терминов (обозначений минералов, металлов и т.п., манипуляций с ними, оборудования и инструментов) для описания операций с "внутр." материалами, предпринимавшихся с целью развития "бессмертного зародыша" (или "внутр. пилюли") в теле адепта, а также нацеленность "внутр." алхимии гл. обр. на переживание единства этих действий с литургич. ритуалом и общекосмич. процессами. Акцент сделан на интериоризации ритуала и "возвращении к корню" своего внутр. мира как самодовлеющей реальности. "У чжэнь пянь" стал одним из авторитетнейших текстов "высокой" традиции "внутр." алхимии, существенно повлиявшим на построения ее последующих теоретиков - Бо Юйчаня, Ли Даочуня (13 в.) и др. В 14 - 15 вв. Ч. Б. был признан патриархом т.н. южн. течения (нань цзун) школы Цюаньчжэнь [цзяо], к-рое в отличие от сев. течения (бэй цзун) признавало необязательным уход от мира для "внутреннеалхимич." самосовершенствования. Впоследствии Ч. Б. титуловался как "истинный человек Цзыян" (Цзыян чжэньжэнь), помимо "У чжэнь пянь" еще два его соч. вошли в "Дао цзан". Считается создателем наряду с Лю Хай-чанем (Лю Хайчжань, 8 в.) южнодаос. школы Цзиньдань [дао] ("[Путь] Золотого эликсира"). **Торчинов Е.А. Этика и ритуал в религ. даосизме ("Главы о прозрении истины" Ч.Б.) // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988.