неформальное идейно-теоретич. направление в рамках т. н. черной (негритянской) религии, рассматривающее «подлинное» христианство как религ.-культурн. выражение жизнен, опыта негритянского народа и духовное средство его освобождения. В идейн. отношении «Ч. т.» родственна движениям черных мусульман, «черного иудаизма» и т. п. Распространена гл. обр. в США, где начала складываться в прошлом столетии в противовес традиц. христианству как «расистской религии», прививающей послушание и примирение с угнетением. Заметно активизировалась в 60-70-е гг. 20 в. в связи с углублением соц. кризиса, усилением борьбы негров за гражд. права. Нек-рые «черные» теологи выдвигают концепцию африканского происхождения иудео-христ. традиции, следствием чего является переосмысление ими Библии посредством образов «черного Моисея», «черной божьей матери», «черного мессии». Большинство же выступает за демифологизиров. истолкование св. писания и рассматривает Христа прежде всего как символ протеста и освобождения наиболее угнетенных слоев, каковыми в совр. условиях являются негры. Таково гл. основание пропагандируемых «черными» теологами идей богоизбранности негритянского народа, искупит. характера его судьбы и его особого историч. предназначения. Соц.-политич. установки «черных» теологов варьируют от радик. лозунгов «черной власти» и тотального отрицания «белой» цивилизации до умеренно-либеральных программ афро-амер. просветительства, развития негритянских кооперативов, поддержки «черного» капитализма. Подменяя соц.-клас. основания неравенства и угнетения расово-этническими, идеологи «Ч. т.» объективно поддерживают политич. сектантство и изоляционизм в негритянском движении, его отрыв от борьбы трудящихся за демократич. права и соц. прогресс.