ЧУВСТВО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Чувство
способность живого существа ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само ощущение; способность понимать на основе ощущений.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Чувство
в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний «Я» (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Чувство
Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Чувство
1) способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия; 2) само такое ощущение; 3) способность осознавать, переживать, понимать что-либо на основе ощущений, впечатлений; 4) любовь к кому-либо.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Чувство
Слово чувство употребляется преимущественно в применении к внутренней или душевной жизни; для выражения телесного чувства употребляется слово ощущение. Но иногда словом чувство обозначаются и телесные ощущения: так, например, органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния называются органами чувств.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Чувство
Слово чувство употребляется преимущественно в применении к внутренней или душевной жизни; для выражения телесного чувства употребляется слово ощущение. Но иногда словом чувство обозначаются и телесные ощущения: так, например, органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния называются органами чувств.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Чувство
1. Способность воспринимать что-либо с помощью органов чувств: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния. В этом смысле Ч. есть орудие чувственного познания. 2. Синоним переживания или эмоционального отношения к чему-либо (Ч. любви, радости, ненависти, боли и т.д.).
Значение термина Ч. можно выявить только, исходя из контекста. Неучитывание этого ведет к самому грубому смешению.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Чувство
То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти чувства продолжительны, их обычно в отличие от эмоций называют аффектами (Аффект). В отличие от ощущений чувства затрагивают не столько тело, сколько дух («сердце»).
Тело ощущает, дух чувствует – в этом более или менее и заключается различие между ощущением и чувством. Ощущение есть изменение тела (affectio); чувство – изменение души (affectus). Впрочем, слишком настаивать на противопоставлении того и другого не стоит. Если тело и душа суть одна и та же вещь, как утверждал Спиноза и как думаю я, разница между чувствами и ощущениями носит не сущностный, а концептуальный характер: в одном случае мы рассматриваем ее с точки зрения физиологии организма, в другом – с точки зрения психологии аффектов. В то же время субъективно эта разница остается заметной: чувствовать боль и испытывать грусть – далеко не одно и то же. Одно дело – стукнуться лбом о стену, совсем другое – почувствовать «стену» страха в своей душе. Одно дело – увидеть чье‑то лицо, совсем другое – влюбиться в его обладателя. Ощущение есть отношение к телу и окружающему миру; чувство – отношение к себе и другим людям.

Источник: Философский словарь.

Чувство
состояние того, кто чувствует что-либо, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира через око - видение, ухо - слух, слушание, нос - чутье, обонянье, язык - вкус, вкушение, вся кожа - ощупь, осязание.
Чувства в психологии - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту чувство может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).
Чувства возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных дифференцированных эмоций. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, родительское и др.); чувства отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.
Чувствовать - ощущать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами, познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ЧУВСТВО

- 1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве Святого", И.Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЧУВСТВО
(Gefühl) — в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение и т. п.) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гештальт-качеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальт-качества сознания в целом, т. е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» или «качествами комплекса», т. е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются в настоящее время выражением настроение. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм, Одухотворять), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами. Слово «чувство» или «чувствование» только с XVIII в. стало специально философским выражением (термином); до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animae); см. также Философия чувства.
А. Vetter. Kritik des G. s. Psychologie in der Kulturkrisis, 1923, 1977; F. Krueger. Das Wesen der G.e., 1928; K. Stumpf. G. und G.sempfindung, 1928; R. Oderbrecht. G. und Ganzheit. Der Ideengehalt der Psychologie Felix Kruegers, 1929; F. Grossart. G. und Strebung, 1931 (Neuauflage 1961); W. Metzger. Psychologie, 1941; M. Keilhacker. Entwicklung u. Aufbau dermenschl. G. e, 1947; S. Strasser. Das Gemüt, 1956; M. B. Arnold. Emotion and Personality, I—II. New York, 1960; D. Ulrich. Das G. — Eine Einführung in die Emotionspsychol., 1982; R. M. Gordon. The Structure of Emotion. Cambridge, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЧУВСТВО
элементарная форма ментальности, которая обычно противопоставляется мысли. С научной точки зрения наиболее принципиальным является вопрос о концептуальной природе чувств, в т.ч. эмоций и аффектов. Как наука осмысливает феномен Ч.? Неужели непонятийно? Философы часто обращаются к анализу чувственности, но, как правило, она рассматривается под определенным углом зрения. Подчеркивается ее зависимость от физиологических органов человека, анализируется ее роль в практике, но в лучшем случае лишь вскользь рассматривается ее концептуальный статус. Сенсуалисты придают Ч. первостепенное значение, но они предпосылают их понятиям. Имеется в виду, что субстанцией понятий является нечто, заключающееся в Ч., но что именно — никто не может объяснить. Рационалисты спешат отделаться от чувственности за счет бегства в сферу мысли. Феноменологи полагают, что понятия в их ментальной форме, эйдосы, достигаются посредством синтеза переживаний и последующего интуитивного их усмотрения, но при этом остается непроясненным вопрос о концептуальном статусе переживаний, т.е. Ч. После сказанного нам не остается ничего другого, как сформулировать свою собственную точку зрения. Ч., подобно любому другому предмету изучения, постигаются человеком концептуально. В связи с этим резонно ставить вопрос о ментальной природе концептов. Поступив таким образом, мы обнаруживаем, что они, будучи изменчивыми, обладают также инвариантным аспектом, но инвариантное в области ментальности — это мысли. Выясняется, что отделить Ч. от мыслей не удается, они слиты в концептуальных концептах воедино. Именно это обстоятельство угадывалось древними греками в концепте эйдоса, который понимался не в качестве абстрактной идеи, а как чувственная мысль или мыслительное Ч. Таким образом, ментальность человека есть связная совокупность концептов, эйдосов.
Каждый из эйдосов имеет чувственную, изменчивую, и качественную, неизменную, сторону, поэтому любое Ч. есть изменчивая сторона концептов в их ментальной форме, т.е. эйдосов. Ч. боли может быть более или менее острым, но не мысль. Строго говоря, не существуют отдельно друг от друга Ч. и мысли, они слиты в эйдосах воедино. Итак, Ч. человека концептуальны и в таком своем качестве они сопутствуют ему повсюду, в каждой науке. Нет такой науки, которая не содержала бы ментальный уровень. См. мысль.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
266.38 кб

«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной

Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Читать PDF
89.56 кб

Чувство негодования в моральном опыте (А. Смит против Д. Юма)

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье анализируется реакция Д. Юма и А. Смита на теоретическую проблему, порожденную фундаментальной ролью чувства негодования для той части живого морального опыта, которая сосредоточена вокруг добродетели справедливости.
Читать PDF
69.01 кб

Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / пер. С англ

Романов Роберт Николаевич
Читать PDF
93.30 кб

Иррациональные элементы в эстетике Г. Э. Лессинга. Чувство и ощущение

Перфильева З. Е.
Читать PDF
104.77 кб

Чувство и нравственность

Лакруа Ж.
Lacroix J. Les sentiments et la vie morale. P., 1975. Перевод с французского И.С.Вдовиной
Читать PDF
93.65 кб

Любовь это высокое чувство или химический процесс в организме?

Серикова Елена Алексеевна, Бутенко Надежда Алексеевна
Читать PDF
280.72 кб

Живое чувство инобытия. Мировоззренческий путь Н. И. Пирогова

Тюриков Александр Дмитриевич
В конце жизни великий русский хирург, педагог, общественный деятель Н. И. Пирогов начал вести дневник и вносить в него интересные и неожиданные записи.
Читать PDF
468.46 кб

Чувство и вера в “Vorrede, zugleich Einleitung. . . ” Ф. Г. Якоби

Лызлов Алексей Васильевич
Дан анализ понимания чувства и веры в поздней работе Ф. Г. Якоби «Предисловие, одновременно Введение в собрание философских сочинений автора». Показано единство трактовки веры в указанной работе Ф. Г.
Читать PDF
291.15 кб

ЧУВСТВО ЖИЗНИ И КАРТИНА МИРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Романо Гвардини
Читать PDF
445.94 кб

Непонимающее понятие и бесчувственное чувство

Базулева Татьяна Леонтьевна
Статья, написанная на основе трактата Ф. Степуна «Жизнь и творчество», посвящена проблеме соотношения интуиции и рационального мышления.
Читать PDF
243.53 кб

Моральное чувство как основание познания в сфере морали

Шамис Дарья Алексеевна
Исследуется роль морального чувства в процессе познания. Поскольку знание в области морали с первого взгляда представляется наиболее проблематичным, мы начинаем именно с него.
Читать PDF
88.28 кб

Мышца и мысль, умение и ум. (Сироткина И. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жи

Балла-Гертман Ольга Анатольевна
Читать PDF
235.83 кб

Отчуждение от себя: блуд, опустошающий нравственное чувство

Мухина Валерия, Хвостов Андрей
В статье анализируется блуд как телесная, душевная и духовная распущенность. Показано, что истребление плотских вожделений насаждает духовные желания, что блуд произрастает из телесной природы человека.
Читать PDF
30.01 мб

История и чувство: казус Посидония

Хазина А.В., Софронова Л.В.
В статье рассматривается феномен своеобразного «расщепления» наследия Посидония Апамейского, которое характерно и для его эллинистических последователей, и для современной историографической традиции.
Читать PDF
255.21 кб

Философское рассмотрение понятия «Нравственное чувство»

Литвякова Лариса Александровна
В данной статье раскрыто содержание нравственного чувства в философском аспекте, рассмотрено его происхождение, приведены мнения ученых по данной проблеме, делаются краткие выводы по определению самого понятия “нравственное чувств

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОБЩЕЕ ЧУВСТВО

    концепт эстетики, использовавшийся английскими философами А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном, а затем обновленный И. Кантом (см.). Общее в ментальной области обычно относят к мыслям, понятиям, а не к чувст
  • Чувство, Эмоция

    (Emotion). Хрис тиане поразному оценивают человеческие чувства. Некрые видят в них чудесный дар Божий и отблеск божественной природы, вносящий разнообразие в наше личное существование. Другие считаю
  • Чувство божественного

    (Sensus Deitatis, Sensus Divinitatis). Выражение, к-рое использовал Кальвин, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. Кальвин полагал, что БогТворец раскрыл себя универсальным образом и во вселенной, и в че
  • ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

    не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и
  • Чувство личного бессмертия

    нормальный человек, несмотря на то, что знает о том, что смертен, чувствует себя (и соответствующим образом живет) бессмертным, так как весь его жизненный опыт показывает, что сколько он себя помнит,
  • Чувство любви

    одно из основных чувств, присущих живому: растению, животному и человеку, позволяющее преодолеть агрессию жизни индивидуума и выйти на уровень более крупной системы семьи, рода, биоценоза и т.п., за
  • ЧУВСТВО НОВОГО

    положительное моральное качество. противоположное косности, характеризующее способность человека правильно понимать потребности дальнейшего развития об-ва, ставить и решать актуальные проблем
  • ЧУВСТВО ЮМОРА

    в обычном словоупотреблении способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении – например,
  • Чувство собственного достоинства

    очень интересная вещь, которой заменяют некоторые другие понятия, потерявшие актуальность из-за разоблачения их пустоты: свобода, право и т.п., например: "Люди рождаются свободными и равными" - в это
  • Декарт: дух (чувство и мысль, рассудок, разум, интеллект). Идеи

    К числу исходных принципов философии Декарта относится тот, который Декарт сформулировал в письме патеру Жибье (от 19 января 1642 г.). "Я уверен: никакого знания о том, что [имеется] вне меня, я не могу до
  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения (мн.ч.)

    Философский смысл термина: Совестливость, (древнее) благочестие, сомнение, (моральное) раздумье (Цицерон); точность (доказательств) (Цицерон), продуманность (словесных формулировок) (Апулей)
  • Чувство, страсть, храбрость, мужество, порыв, наслаждение, дух

    Философский смысл термина: Память, мысль, воля (стоики, Цицерон); чувство, ощущение, сознание (Овидий); мнение, суждение (Цицерон, Плиний Старший)
  • Звериный след, чувство

    Философский смысл термина: "айстесис" - чувство, которое не способно уловить постоянное движение (Гераклит); чувство, ощущение (Платон, Аристотель): чувства ненадежны (Платон); чувство обманывается (
  • Чувство угрозы

    ложный страх перед окружением, не обоснованный объективной ситуацией, а вытекающий лишь из внутренней установки индивида. Сюда относятся появления бредовой проекции фрейдовского уравнения: "Я не
  • ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

    способность к непосредственной правильной оценке времени. У человека оно является результатом непрерывного, мучительного для человека вытеснения времени в подсознательное, тогда как у животных
  • Чувство вины и несправедливости

    первое чувство: превращает социальное окружение в сурового судью, больному кажется, что его все осуждают. Чувство несправедливости отличается от чувства вины неприятием мнимого приговора окружа
  • ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

    ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жи
  • СТАТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

    чувство изменения положения тела в пространстве, локализовано в трех полукружных каналах слухового лабиринта (улитки).
  • ПРАВОВОЕ ЧУВСТВО

    см. Право.
  • ОБЩЕЕ ЧУВСТВО (жизненное, соматическое чувство)

    ощущение, являющееся следствием общего телесно-душевного состояния человека: голода и жажды, усталости, удовольствия, подавленности и т.п. По В. Вундту, общее чувство - это "тотальное чувство, в кото