ЧУНЬ ЦЮ

Найдено 1 определение
ЧУНЬ ЦЮ
Весны и осени". Один из канонич. памятников конфуцианства (см. "Ши сань цзин"). Погодичная хроника древнекит. царства Лу. Охватывает события с 722 по 481 г. до н.э. Назв. выражает идею временнбго циклизма ("порождающие" весны и подводящие итог осени). В "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и "Хань шу" (1 в.) создателем "Ч.ц." объявляется Конфуций. "Ши цзи", разд. "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа") уточняет, что Конфуций отредактировал текст т.о., чтобы "можно было судить [о событиях с т.зр.] благопристойности (ли [2]) и должной справедливости (и [1])", о законосообразности поведения "правителей прошлых эпох" и соблюдении ими "принципов дао" (дао и). Текст "Ч.ц." представляет собой скупую фиксацию фактов и не содержит каких-либо оценок. Противоречие между таким характером текста и его канонич. статусом традиц. кит. наука снимает версией, согласно к-рой в "Ч.ц." оценки деяниям историч. персонажей и им самим в соответствии с исконными ценностями конфуцианства даются посредством применения или неприменения тех или иных иероглифов (напр., для обозначения восшествия на престол, кончины и т.п.; см. также Сыма Цянь). Возможно, "Ч.ц." восходит к ритуальным записям, предназначавшимся для общения с горним миром (предками), позднее интерпретированным как историография. Предположительно существовала параллельная устная традиция, замененная историзованными коммент. Последние содержат разъяснение выражений "Ч.ц.", причин употребления знаков, дополнение и раскрытие смысла событий и т.п. Древнейшими коммент. к "Ч.ц." считаются "Гунъян чжуань" ("Коммент. Гунъяна"), "Гулян чжуань" ("Коммент. Гуляна"), относящиеся к т.н. школе текстов новых письмен (см. Цзин сюэ) и письменно зафиксированные, по традиц. версии, во 2 в. до н.э., а также "Цзо чжуань" ("Коммент. Цзо"), гл. памятник "школы текстов старых письмен", вошедший в оборот традиц. науки в кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э. Эти "Ч.ц. сань чжуань" ("Три коммент. к "Веснам и осеням") в 13 в. вошли в классич. свод конф. канонов "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."). Каждый из трех коммент. предваряется канонич. версией текста "Ч.ц.", поэтому их полные назв. могут переводиться как "Ч.ц. с коммент." соответственно Гунъяна, Гуляна и г-на Цзо. В неоконф. каноноведении возобладало мнение гл. основоположника неоконфуцианства Чжу Си (12 в.), к-рый считал "Гунъян чжуань" и "Гулян чжуань" объектами собственно каноноведения как средства постижения "принципа должной справедливости" (и ли), но содержащими фактологич. ошибки, а "Цзо чжуань" полагал самым ценным источником с т.зр. полноты и адекватности изложения историч. фактов. "Монастырев Н. Конфуциева летопись Ч.ц. СПб., 1876; Tchouen tsiou et Tso tchouan texle Chinois avec trad. Francaise par S. Couvreur. T. 1 - 2. Ho Kien Fou, 1914; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Т. 27 - 35. Пекин, 1957. "Монастырев Н. Примеч. к Ч.ц. СПб., 1876; Его же. Заметки о Конфуциевой летописи Ч.ц. и ее древних комментаторах. СПб., 1876; Деопик Д.В. Нек-рые тенденции социальной и политич. истории Вост. Азии в VIII - V вв. до н.э. (на основе систематизации данных "Ч.ц.") // Китай: традиции и современность. М., 1976; Его же. Опыт количественного анализа древней вост. летописи "Ч.ц." // Математич. методы в историко-экономич. и историко-культурных исследованиях. М., 1977; Карапетьянц A.M. "Ч.ц." в свете древнейших кит. источников // Китай: гос-во и об-во. М., 1977; Его же. "Ч.ц." и древнекит. "историографич." ритуал // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988; См. также лит-ру к ст. "Цзо чжуань", "Ши сань цзин". А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
334.90 кб

«Большая игра» времён Чунь-цю

Блюмхен Сергей Иванович
В статье реконструируются основные черты идеологического противостояния центральной власти и владетелей уделов чжоуского Китая в эпоху Вёсен и осеней (Чунь-цю), которое, по мнению автора, стало причиной составления Шу («Документов
Читать PDF
144.43 кб

Концепция центра искусств Лунзцян в новом районе Чуньли города Харбина

Моор В. К., Ерышева Е. А., Пинимасов П. П.
Читать PDF
348.89 кб

Концепция государственного управления легистов и учение о небе в период Чуньцю и Чжаньго

Халтаева Оюн Радиевна
Статья посвящена концепции государственного управления, разработанной легистами в период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Данная концепция рассматривается в контексте учения о Небе и небесном мандате.
Читать PDF
287.24 кб

Старшие жрецы чжу при дворах правителей царств периода Чуньцю: по данным Чунь цюцзо чжуань

Ульянов Марк Юрьевич
Статья посвящена исследованию упоминаний старших жрецов чжу в Чунь цю Цзо чжуань важнейшем источнике об истории Древнего Китая в период Чуньцю (771-453).
Читать PDF
404.08 кб

Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзочжуань: к проблеме выделения и характеристики структурно

Ульянов М.Ю.

Похожие термины:

  • ЧУНЬ

    В фольклоре китайцев чудесное дерево, которое не увядает на протяжении десяти тысяч лет.
  • ЧЭНЬ ЧУНЬ

    Чэнь Аньцин, Чэнь Гунфу, Бэйси сяныиэн ("учитель из Бэйси"). 1153, Лунси (территория совр. пров. Фуцзянь),- 1217. Философ, ученик Чжу Си. Соч. сведены в сб. "Бэйси да цюань цзи" ("Поли. собр. соч. [учителя из] Бэйс
  • ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ

    важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской «эклектики» (цза щзя). Авторами «Люй-ши чунь цю» считают представителей нескольких философских школ,
  • ЯНЬ-ЦЗЫ ЧУНЬ ЦЮ

    Весны и осени Янь-цзы". Трактат в восьми цзюанях ("свитках"), традиционно приписываемый Янь Ину (Янь-цзы, ? - 500 до н.э.), сановнику гос-ва Ци. Относительно авторства и времени создания "Я.-ц. ч.ц." в традиц.