Наболевшие вопросы нашего движения», книга В. И. Ленина, посвященная анализу и обобщению тактич. и организац. принципов, к-рые были выработаны газ. «Искра» в 1901-02 и в 1903 победили на 2-м съезде партии. Написана осенью 1901 - февр. 1902; впервые напечатана в Штутгарте, в марте 1902. В «Ч. д.?» всесторонне обоснована важнейшая роль революц. теории в революц. движении, идея создания пролет. партии нового типа, принципиально отличающейся от реформистских партий 2-го Интернационала, партии социалистич. революции и диктатуры пролетариата. Книга представляет собой развернутую программу организации такой марксистской партии и план борьбы за ее создание. В ней Ленин идейно разгромил «экономизм» как разновидность междунар. оппортунизма - бернштейнианства.
Бернштейнианцы на Западе и «экономисты» в России, делая акцент на «стихийности» историч. процесса, недооценивали роль политич. борьбы рабочего класса, сводя эту борьбу к чисто экономич. требованиям. В работе «Ч. д.?» Ленин показал, что «...основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата» (ПСС, т. 6, с. 46, прим.). В этой связи Ленин видел сущность и центр. задачу марксистской партии в соединении рабочего движения с социализмом. Продолжая вслед за Ф. Энгельсом разработку проблемы относит. самостоятельности идеологии, Ленин в своей книге конкретизировал вопрос о закономерностях в развитии идеологии рабочего класса в эпоху капитализма, рассматривая социализм как идеологию, возникшую вне стихийного рабочего движения (см. там же, с. 79-80). Ленин показал, что идеология науч. социализма продолжает и развивает лучшие традиции человеч. культуры и может быть привнесена в рабочее движение «...только извне, то есть извне экономической борьбы...» (там же, с. 79). Собств. силами рабочие способны выработать в классовой борьбе только тредюнионистское сознание, т. е. понимание необходимости объединяться в профсоюзы, сообща вести экономич. борьбу с хозяевами, настаивать на рабочем законодательстве и т. п. Однако подобный уровень сознания рабочих не позволяет им добиться решающих революц. преобразований и приводит постепенно к подчинению рабочего движения бурж. идеологии, к оппортунизму. А поскольку «...о самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (там же, с. 39-40).
Обращая в полемике с «экономистами» особенное внимание на значение политич. борьбы пролетариата, Ленин подчеркнул органич. связь всех форм его классовой борьбы: теоретической, экономической, политической. «Без революционной теории не может быть и революционного движения» (там же, с. 24). «...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, с. 25).
Книга Ленина «Ч. д.?» имеет важное политич. и теоретич. значение в совр. условиях острой борьбы марксизма-ленинизма против бурж. идеологии, против совр. оппортунистов и ревизионистов.
ЧТО ДЕЛАТЬ
«ЧТО ДЕЛАТЬ-
Источник: Советский философский словарь
"ЧТО ДЕЛАТЬ-"
ЧТО ДЕ?ЛАТЬ? Наболевшие вопросы нашего движения" - книга В. И. Ленина. Написана осенью 1901 - февр. 1902. Впервые напечатана в Штутгарте в марте 1902. Посвящена анализу и обобщению тех тактических и организац. принципов, к-рые были выработаны газ. "Искра" в 1901-02 и в 1903 победили на II съезде партии. Представляет собой развернутую программу организации марксистской партии и план борьбы за ее создание. Бернштейнианцы на Западе и "экономисты" в России, делая акцент на "стихийность" историч. процесса, недооценивали действенность политической борьбы рабочего класса, сводя эту борьбу к чисто экономическим требованиям. В работе "Ч. д.?" Ленин показал, что "...основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (Соч., т. 5, с. 362, прим.). В этой связи Ленин видит сущность и центр. задачу марксистской партии в соединении рабочего движения с социализмом. Продолжая вслед за Ф. Энгельсом разработку проблемы относит. самостоятельности идеологии, Ленин в своей книге конкретизировал вопрос о закономерностях в развитии идеологии рабочего класса в эпоху капитализма, рассматривая социализм как идеологию, возникшую вне стихийного рабочего движения (см. тамже, с. 392). Критикуя "экономистов", считавших социалистич. учения простым следствием стихийного рабочего движения, Ленин показал, что идеология науч. социализма продолжает и развивает лучшие традиции человеч. культуры и может быть привнесена в рабочее движение "...только извне, то есть извне экономической борьбы..." (там же). Собств. силами, – писал Ленин, – рабочие способны выработать в классовой борьбе только тред-юнионистское сознание, т.е. понимание необходимости объединяться в профсоюзы, сообща вести экономич. борьбу с хозяевами, настаивать на рабочем законодательстве и т.п. Однако подобный уровень сознания рабочих не позволяет им добиться р е ш а ю щ и х революц. преобразований и приводит постепенно к подчинению рабочего движения бурж. идеологии, к оппортунизму. А поскольку "...о самостоятельной, самими рабочими массами в самом ходе их движения вырабатываемой идеологии не может быть и речи, то вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет... Поэтому в с я к о е умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной" (там же, с. 355–56). Обращая в полемике с "экономистами" особенное внимание на значение политич. борьбы пролетариата, Ленин подчеркнул органич. связь всех форм его классовой борьбы (теоретической, экономической, политической). "Без революционной теории не может быть революционного движения... Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (там же, с. 341, 342). Книга Ленина "Ч. д.?" имеет важное политич. и теоретич. значение в совр. условиях острой борьбы марксизма-ленинизма против бурж. идеологии, против совр. оппортунистов и ревизионистов. Лит.: Окулов А. Ф., Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; Чагин В. ?., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Щеглов А. В., Развитие марксистской философии в трудах В. И. Ленина, 2 изд., М., 1963; Суслова Ф. М., О кн. В. И. Ленина "Ч. д.?", 2 изд., М., 1966; Галиев Г. С., Книга В. И. Ленина "Ч. д.?", 2 изд., Куйбышев, 1967. Н. Козлов. Москва. Книга содержит анализ и критику философских и социологич. воззрений, политико-экономич. концепций, программы и тактики рус. народничества 90-х гг. Характеризуя народничество как разновидность утопич. крест. социализма, Ленин показал, что в результате капиталистич. развития России "...раскололся и старый русский крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму; с другой – выродившись в пошлый мещанский радикализм" (Соч., т. 1, с. 246). Либеральное народничество 90-х гг., отказавшись от революц. программы 60–70-х гг., выступило против идеологии революц. пролетариата и, т.о., стало гл. препятствием на пути развития рус. революц. движения. Творчески применив марксизм к анализу рус. действительности, Ленин показал теоретич. несостоятельность идеологии народничества – его идеалистич. философии и субъективистской социологии. Центр. мысль книги – идея об органич. единстве всех составных частей марксизма. Опровергая тезис Михайловского о том, что марксистская диалектика сводится к гегелевской триаде, Ленин вскрыл противоположность марксистского метода гегелевской диалектике и дал глубокий анализ марксистского диалектич. метода, подчеркнув глубокое внутр. единство материализма и диалектики, охарактеризовав диалектику как метод исследования и изображения действит. процесса в его гл. тенденциях, как метод воспроизведения в теории объект. законов возникновения, существования, развития и гибели изучаемых объектов. Ленин показал, почему лишь материалистич. понимание истории превратило социологию в науку. Во-первых, выделив из всей системы обществ. отношений производственные в качестве определяющих, марксизм вскрыл происхождение и генезис политико-юридич. форм и обществ. идей. Во-вторых, материалистич. социология выдвинула объективный критерий для различения существенного и второстепенного в обществ. явлениях, положив конец субъективизму в оценке историч. событий. В-третьих, выделение производств. отношений в качестве определяющих дало твердое основание для понимания обществ. развития как естеств.-историч. процесса смены обществ. формаций. Ленин выступил против попытки Михайловского трактовать марксистскую социологию как "экономич. материализм", показав, что именно марксизм впервые исследовал общество в единстве всех его сторон. Ленин подчеркнул, что только историч. детерминизм позволяет выяснить действит. роль личности в истории и покончить с метафизич. противопоставлением, во-первых, сознательной и целеустремленной деятельности – историч. необходимости, во-вторых – "героев" – "толпе". Вскрывая строгую закономерность человеч. поступков, идея детерминизма не только не умаляет роли разума и свободной воли человека, но впервые делает возможным правильно оценить их, исходя из анализа тех конкретных объективных обстоятельств, в к-рых вынужден действовать человек. С другой стороны, "...идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех?" (там же, с. 142). Исходя из анализа тенденций социального развития и расстановки классовых сил в России конца 19 в., Ленин пришел к выводу о руководящей роли пролетариата в надвигающейся бурж.-демократич. революции и крестьянстве как его союзнике. Борьба Ленина с идеологией народничества имела большое практич. значение. Научно обоснованная Лениным программа действий рус. с.-д-тии выдвигала задачу соединения рабочего движения с науч. социализмом, создания революц. марксистской партии, объединения всех демократич. сил во главе с пролетариатом для свержения абсолютизма. Все эти идеи получили дальнейшее развитие в последующих трудах Ленина. Книга Ленина продолжает служить делу пропаганды марксистской теории. Отд. изданиями она выходила 86 раз на языках народов СССР общим тиражом 4580,9 тыс. экз.; выпущено 17 изданий на иностр. языках (данные на 1969). Лит.: Волин Б., Из истории появления работы В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", [М.], 1944; Калинин М. И., О работе Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", [М.], 1946; Трояновский ?., О произв. В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", Л., 1958; Чагин Б. Л., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; История Коммунистич. партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Мрачновская И. М., О содержании второго выпуска работы В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", М., 1965; Куликов Е. С., О кн. В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", М., 1966. Н. Каримская. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.