ЧИСТИЛИЩЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Чистилище
согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Чистилище
католическое вероучение о том, что в загробном мире кроме рая и ада имеется еще и Ч., где души усопших проходят очищение, прежде чем вступить в рай. Очищение душ происходит путем различных испытаний. Родные и близкие усопшего посредством молитв и взносов в пользу церкви могут облегчить испытание души. Судьба души усопшего, т. о., зависит не только от поведения человека в земной жизни, но и от усердия и материальных возможностей родных и близких покойного.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЧИСТИЛИЩЕ
согласно католич. вероучению - промежуточное место между раем и адом, где души «грешников», не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католич. богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба дуля в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен .добрыми делами» в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в 1 в. христианства. Учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собором в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и протест, церкви отвергают учение о Ч.

Источник: Атеистический словарь

ЧИСТИЛИЩЕ
(лат. purgatorium) - согласно учению католицизма - место, где «души умерших грешников» могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, чтобы затем перейти в рай (или ад). Очищение совершается якобы посредством разного рода испытаний «грешника», а также с помощью молитв и «добрых дел» родственников и близких умершего. В 1439 на Флорентийском соборе учение о Ч. было официально признано одним из гл. догматов католич. церкви. Правосл. и протестантские церкви отвергают учение о Ч. Однако в православии имеется зародыш веры в Ч. в форме учения о странствовании «души» грешника в теч. 40 дней после смерти «по мытарствам», после чего над ней якобы совершается частный суд и она отправляется в рай или ад вплоть до наступления страшного суда. Правосл. церковь учит, что в это время ее молитвы за покаявшихся перед смертью могут облегчить их мучения и даже избавить от ада. Учение о Ч. используется церковью для того, чтобы оказывать давление на людей и вынуждать их следовать указаниям духовенства.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Чистилище
Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer) – некое промежуточное место между раем и адом, куда направляются души умерших до Страшного Суда. Учение о Чистилище представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Чистилище. В отличие от латинского, учение православной церкви гласит, что облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в Чистилище ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи.

Источник: Православный церковный словарь.

Чистилище
(Purgatory).
По учению Католической и (в определенном смысле) Православной церквей, это место временного загробного наказания. Все те, кто умирает в мире с Церковью, но еще не достиг совершенства, несут наказание и проходят через очистительное страдание. Лишь те верующие, крые достигли христианского совершенства, попадают прямо в рай. Все некрещеные взрослые и те, кто после крещения совершил смертный грех, попадают в ад. Огромное число тех, кто освящен лишь частично и умирает в мире с Церковью, но все же несет определенный груз грехов, попадают в чистилище, где они страдают до тех пор, пока полностью не очистятся, после чего они переносятся в рай.
Длительность и напряженность страдания может быть разной, но обычно они соразмерны вине и греховности или нераскаянности страждущего. Иногда они бывают сравнительно мягкими и длятся лишь несколько часов, тогда как в других случаях продолжаются тысячелетиями. Как бы то ни было, Страшный суд положит им конец. Пожертвования и помощь Церкви, молитвы священников и панихиды, крые заказывают родственники и друзья в память об усопшем, могут сократить, смягчить или освободить от временного пребывания души в чистилище.
Протестантизм отвергает это учение, поскольку оно основано не на библейских свидетельствах, а на апокрифах (2Мак 12:3945).
L. BOETTNER(nep. А. К.) Библиография: A.J.Mason, Purgatory; Е. Н. Plumptre, The Spirits in Prison; H. W. Luckock, After Death; B. Bartmann, Purgatory; H. Berkhof, WeilFounded Hope.
См. также: Переходное состояние; Лимб.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Роль чистилища в нейтрализации средневекового страха смерти

Боровой Евгений Михайлович
В статье проводится анализ роли такой религиозной идеальной конструкции, как чистилище, в рационализации и нейтрализации средневекового страха смерти.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция Чистилища в "Божественной комедии" Данте: от языческих образов к христианской этике

Обидина Ю.С.
Рассматривается концепция Чистилища в «Божественной комедии» в качестве срединного локуса переориентации Данте от языческих к христианским образам.