Чирнхаус, Эренфрид Вальтер фон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Чирнхаус, Эренфрид Вальтер фон

немецкий философ и физик (Кислингвальде, близ Герлица, 1651 —Дрезден, 1708). Его исследования в области оптики привели к созданию новых увеличительных стекол для астрономических приборов. Им раскрыт секрет прочного, так называемого саксонского фарфора. Его теория познания изложена в сочинении «Медицина духа, или Общие правила искусства первооткрывателя» (1695).

Источник: Философский словарь

Чирнхаус, Эренфрид Вальтер фон

(10 апр. 1651 – 11 окт. 1708) – нем. математик, физик, медик и философ. По своим филос. взглядам примыкал к Декарту, находился под сильным влиянием Лейбница, с к-рым был лично знаком и переписывался. Ч. критически анализировал нек-рые принципиальные положения философии Спинозы: "...Каким образом (раз протяжение, поскольку оно мыслится само через себя, является неделимым, неизменным и т.д.), – спрашивал Ч. Спинозу, – мы можем a priori вывести возможность возникновения столь многих различных модификаций его...?" (цит. по кн.: Спиноза Б., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 595). Отвечая Ч., Спиноза был вынужден признать, что его попытка вывести происхождение и многообразие единичных вещей из понятия протяжения a priori и на основе принципов картезианской механики оказалась неудачной (см. тамже, с. 650). Недостатком философии Спинозы, как и Декарта, Ч. считал также отсутствие четкой методологии (см. "Исцеление ума"– "Medicina mentis", Amst., 1687, neue Aufl., Lpz., 1963). Однако вслед за Декартом Ч. признавал истины, имеющие свою основу лишь в разуме. Ч. – автор ряда исследований по математике и оптике. Соч.: Medicina corporis, Amst., 1686. Лит.: Зубов В. П., Картезианская физика и Ч., "ВИМК", 1958, No 6; Wei?enborn ?., Lebensbeschreibung des ?. W. von Tschirnhaus, Eisenach, 1866; Verweyen J., Ehrenfried Walter von Tschirnhaus als Philosoph, В., 1905; Kl?ger R., Die p?dagogischen Ansichten des Philosophen Tschirnhaus, Lpz., 1913 (Diss.); Radetti G., Cartesianismo e Spinozismo nel pensiero di E. W. von Tschirnhaus, "Rendiconti della R. Accademia Nazionale dei Lincei", 1938, v. 14, fasc. 5–6, p. 566–601; De Vleeschauwer H. J., Die briefwisseling van E. W. von Tschirnhaus met Chr. Huygens, Brussel, 1941; его жe, De briefwisseling van E. W. von Tschirnhaus met В. de Spinoza, "Tijdschrift voor Philosophie", 1942, p. 345–96; Tschirnhaus und die Fr?haufkl?rung in Mittel- und Osteuropa, hrsg. von E. Winter [u. a.], В., 1960. Б. Мееровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Чирнхаус, Эренфрид Вальтер фон

10 апреля 1651, Кизлингсвальд близ Герлица — 11 октября 1708, Дрезден) — немецкий философ, просветитель, ученый, изобретатель технологии изготовления саксонского фарфора. Член ряда зарубежных академий, сотрудник международного научного журнала «Acta eruditorum», был лично знаком и активно переписывался с крупнейшими европейскими учеными и философами, в т. ч. с Лейбницем и Спинозой. В письмах к последнему подверг критике «геометрический метод» его «Этики», показал необоснованность дедуктивного выведения многообразия свойств телесного мира из атрибута протяжения, а свойств человеческого разума из божественного мышления. Главный философский труд «Медицина ума...» (1687) посвящен вопросам теории и методологии научного познания как «искусства открытия истины». Опираясь на опыт естественно-научной практики Нового времени, Чирнхауз пытался найти «средний путь» между гносеологией рационализма и эмпиризма. В методе достижения «реального знания вещей» необходимо: 1) опираться на чувственные восприятия, очевидные и достоверные данные опыта; 2) подвергать их рациональной обработке посредством априорных выводов и доказательств; 3) сам процесс дедукции проверять данными опыта, наблюдениями и экспериментами, проводимыми под контролем и руководством разума. Истина как соответствие понятия природе предмета должна включать в себя генетические определения, т. е. представление о способе порождения или конструирования понятия из чувственно данного материала.
Свои теоретико-познавательные идеи Чирнхауз связывал с просветительской идеей практической полезности научного знания, его применимости для нравственного воспитания людей и совершенствования способностей человека. Его работа «Основательное наставление к полезным наукам...» (1700) оказала заметное влияние на реформу системы образования и педагогическую практику в Германии 18 в.
Соч.: Medicina corporis seu cogitationis admodum probabiles le conserwanda sanitate. Amst., 1686; Medicina mentis sive artis inveniendi praecepta generalia, editio nova. Lipsiae, 1695; Erstmalig vollstandig ins Deutsche ubersetzt und kommentiert von J. Hausleiter. Halle/Saale— Lpz., 1963.
Лит.: Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М.,1989, с. 41—51; Зубов В. П. Картезианская физика и Чирнхауз.— «Вестник истории мировой культуры», 1958, № 6, с. 101—107; E. W. von Tschimhaus und die Fruhaufldarong in Mittel- und Osteuropa, hrsg. von E. Winter [u. а]. В., 1960; Venveyen J. Ehrenfried Walter von Tschirnhaus als Philosoph. Bonn, 1960.
В. А. Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия