ЧИНМОЙ
ЧИНМОЙ
(Свами Чинмайананда, род. в 1931) — известный неоиндуистский философ и проповедник, в особенности популярный на Западе. Род. в Бенгалии, с 12 лет жил в ашраме, посвятив себя духовным поискам. В 1964 переехал в Нью-Йорк, где и находится центр возглавляемого им движения. Автор большого кол-ва книг, включая комментарии к упаншиадам и "Бхагавадгите". В доктринальном плане Ч. развивает характерные для неоведанты идеи о непротиворечивости теизма и мистич. монизма, о единстве и взаимодополняемости разл. путей богопостижения, уделяя при этом особое внимание медитативной практике, к-рой посвятил специальную книгу-руководство "Медитация: совершенствование в Боге". Отличит, чертой системы Ч. является использование искусства, трактуемого как важное средство развития и раскрытия божеств, потенциала личности. Отношение Ч. к искусству, отражающему единство, одухотворенность и гармонию вселенной, в целом находится в лоне эстетич. и мировоззренч. исканий Рабиндраната Тагора. Сам Ч. — поэт, художник и композитор. Его картины представляют собой спонтанное воплощение медитативных состояний живописца, в к-рых мир предстает как игра цвета и движения. Созерцательность и спонтанность характерна и для инструментальной музыки Ч. Ч. — активный обществ, деятель, осуществляющий в рамках своего движения разл. программы по установлению мира во всем мире: пробеги мира, концерты мира, проводимые им во мн. странах. Центр движения Ч . имеется и в России, куда наставник и его ближайшие ученики приезжали с лекциями.
А. Ткачева
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ЧИНМОЙ
(Чинмой Кумар Гхош, или Свами Чинмайананда, род. в 1931 г.) — неоиндуистский проповедник и наставник. Родился в Бенгалии. В 1943 г. поступил в общину (ашрам) Ауробиндо Гхоша, где в течение 20 лет постигал принципы духовного знания. В 1964 г. прибыл с миссией в Нью-Йорк и вскоре основал там собственное движение. Учение Ч. приспосабливает адвайта-веданту к настроениям современного западного мира. Бог — это бесконечное сознание и самоизлучающийся свет. Этот свет есть в каждом человеке. Тело — это храм, а сердце — алтарь, в котором пребывает «внутренний пилот», душа. Тело и душа нуждаются друг в друге: душа помогает телу реализовать высшую истину, а тело помогает душе укрепиться в ней. Молитва и медитация— «два крыла совершенства», но медитация считается более эффективным и непосредственным методом приближения к Богу, поскольку в ней исчезает различие между человеческим и божественным. В процессе практики Бог открывает себя через человека, который тем самым обретает внутреннее бессмертие. Ч. подчеркивает важность гуру в деле обретения истины. С обретением же ее начинается путь бескорыстного служения человека обществу (в рамках общин Ч.), одной из форм которого является борьба за мир во всем мире. Ч. полагает, что все религии и все боги едины и что сам он проповедует только «религию любви», находящуюся в сердце каждого. Своеобразным элементом учения Ч. является идея стремления к совершенству через искусство и даже спорт. Адепты движения Ч. преподносят образ своего гуру как «духовного супермена», «полностью реализованного йога», излучающего абсолютное счастье и любовь. По их подсчетам, Ч. — автор сотен книг на различные темы, тысяч духовных песен, десятков тысяч картин, он читал лекции в ста университетах, играет на множестве музыкальных инструментов. С 70-х гг. проводит «медитации мира» для сотрудников аппарата ООН. Ч. — инициатор всемирных массовых марафонов (т. н. «бега за мир»), которые символизируют отрицание насилия и стремление к всеобщему единству. В последние 15 лет Ч. увлекается тяжелой атлетикой и поднимает рекордные тяжести, показывая величие человеческого духа. От своих постоянных последователей Ч. требует безоговорочного подчинения, целибата, вегетарианства, сокращения сна. Обязательны чтение книг Ч. и медитации на его портрет. Поощряются занятия физкультурой и спортом. Свыше 130 центров Ч. в рамках ООН действуют по всему миру, в том числе и в России.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм