ЧИЧЕРИН Борис Николаевич

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
русский философ права (1828—1904), выдающийся гегельянец; выступал против позитивизма и мистицизма, безуспешно боролся против просветительского радикализма своей эпохи. Осн. соч.: Наука и религия (1879, 1901, 1999); Мистицизм в науке (1880); Положительная философия и единство науки (1892, нем. изд. 1899); Основания логики и метафизики (1894, нем. изд. 1899); Философия права (1900); Вопросы философии (1904).
Tschizewskij. Hegel bei den Slawen, 1961.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Чичерин, Борис Николаевич
1828 - 1903) - юрист и философ, профессор государственного права Московского университета. В своих многочисленных работах старался обосновать идею права на принципе свободы и самодеятельности личности. Философские воззрения Чичерина изложены в трудах: "Положительная философия и единство науки" и "Основания логики и метафизики". В этих книгах Чичерин настойчиво полемизирует против позитивизма и дарвинизма с точки зрения метафизически истолкованного гегельянства. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
род. 26 мая 1828, Тамбов - ум. 3 февр. 1904, с. Караул Тамбовской губ.) - рус. философ права, выдающийся гегельянец; выступал против позитивизма и мистицизма, безуспешно боролся против просветительского радикализма своей эпохи. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады "тетрадой"). Ставил религию выше философии. Чичерин - один из основателей юридической школы в рус. историографии. Осн. произв.: "Наука и религия" (1879); "Мистицизм в науке (1880); "Положительная философия и единство науки" (1892); "Основы логики и метафизики (1894); "Философия права" (1898 -1900); " Вопросы философии" (1904).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
26.5(7.6).1828, Тамбов -3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губ.], рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк, публицист и обществ. деятель. С сер. 1850-х гг. Ч.-· один из лидеров либерально-западнич. крыла в рус. обществ. движении. Крупнейший представитель правого гегельянства в России, Ч. выступал как против позитивизма («Положит. философия и единство науки», 1892), так и против мистич. теократич. идей Вл. Соловьева. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» и др.), к-рая стала у Него в целом не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Ч. намечал переход к религ. философии («Наука и религия», 1879). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внеш. свободы. Идеальная форма правового гос-ва для Ч.- конституц. монархия. Он отстаивал принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии кадетов.

Источник: Советский философский словарь

Чичерин Борис Николаевич
 (1828—1904) — рус. теоретик права, историк и философ-идеалист; проф. Московского ун-та (1861—68); деятель либерального движения. Ч. — гегельянец; из философии Гегеля он заимствовал гл. обр. критику эмпиризма и учение об абсолютной идее. Ч. признает и диалектику, но искажает ее смысл и приспосабливает к своей антинаучной социологии, имеющей целью оправдать частную собственность. Истинное познание, по Ч., возможно лишь путем применения умозрительных принципов к исследуемым объектам. Источником социальных отношений, по Ч., является личность как некое «метафизическое существо». В об-ве гл. роль играет право, т. е. «свободная воля» индивида, определяемая законом. Правовой и нравственный элементы сливаются в государстве, к-рое Ч. понимал как «идеальную» силу, объединяющую людей в одно целое. Буржуазно-дворянское государство он пытался выдать за надклассовую организацию. Ч. явился основателем т. наз. юридической школы (в рус. историографии), рассматривающей исторический процесс прежде всего как смену правовых отношений. Ч. был сторонником конституционной монархии; выступал против революционного движения и научного социализма. Соч.: «Наука и религия», 1879; «Мистицизм в науке», 1880; «Собственность и государство» (2 тт., 1882—83); «Положительная философия и единство науки», 1892; «Основания логики и метафизики», 1894; «Философия права», 1900, и др.

Источник: Философский словарь. 1963

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
26 мая (7 июня) 1828, Тамбов — 3 (16) февраля 1904, с. Караул Тамбовской губ.] — русский философ, правовед, публицист.
В 1845—49 обучался на юридическом факультете Московского университета; в 1856 защитил магистерскую диссертацию. В 1861—68 возглавлял кафедру права в Московском университете. В 1868 по политическим мотивам вышел в отставку В 1882—83 московский городской глава, вышел в отставку из-за несогласия с политикой Александра III. Уединился в родовом поместье Караул, целиком посвятив себя философским и научным занятиям.
Чичерин — последователь гегелевской философии, он видит в разуме верховное определяющее начало и закон всякого бытия, метафизику и логику излагает в духе Гегеля, «исправляя» его лишь в одном пункте: триаду заменяет тетрадой. Движущая сила истории человечества есть развитие идей, и закон исторического развития в сущности — закон диалектического развития, сформулированный в метафизике.
Чичерин — один из основоположников государственной школы в русской историографии, практически все исторически значимые явления в России связывал с деятельностью государства. Вместе с тем считал, что оно подчинило личность, закрепостило сословия, породило политическую несвободу. Разработал программу либеральных реформ для России, его политический идеал — конституционная монархия.
Соч.: Очерки по истории русского права. М., 1858; История политических учений, т. 1—5. M., 1869—1902; Мистицизм в науке. М., 1880; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Основания логики и метафизики. М., 1894; Курс государственной науки, ч. 1— 3. M., 1894—98; О народном представительстве. М., 1899; Философия права. М., 1900; Вопросы философии. М., 1904. Лит.: Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов, ч. 1. М., 1995.
С. И. Бажов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
(26 мая 1828 – 3 февр. 1904) – рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк и публицист. Учился в Моск. ун-те у Грановского. Проф. права Моск. ун-та (1861–1868). Начал свою деятельность в лагере западников как один из последних представителей "идеалистов 40-х гг.". При Александре II стал воспитателем наследника престола. Крупный помещик Тамбовской губ., Ч. активно участвовал в обществ. земской деятельности. Был московским гор. головой (1882–83). Ч. выступал как против позитивизма (кн. "Положит. философия и единство науки", М., 1892, содержит обстоят. критику учения Конта), так и против мистич. и теократич. идей В. Соловьева (с к-рым он находился в многолетней полемике по поводу соч. "Оправдание добра"). Испытав в молодости глубокое влияние Гегеля, Ч. около полувека оставался виднейшим представителем правого гегельянства в России, его выразителем прежде всего в соц.-политич. сфере ("История политич. учений", ч. 1–5, М., 1869–1902). Ч. стремится пересмотреть ряд положений Гегеля: идею поступат. развития он заменяет "диалектическим вращением", а гегелевскую триаду – "тетрадой", вводя вместо антитезиса два перекрещивающихся момента – распадения первичного единства на отвлеченно-общее и отвлеченно-частное. Диалектика для Ч. становится не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя, в отличие от Гегеля, религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Ч. намечает переход к религ. философии, поскольку абс. бытие выступает у него как самосознание ("Наука и религия", М., 1879, 2 изд., М., 1901) – идея, развитая затем в учении об абс. сознании (напр., у Е. Трубецкого). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике, близкой учению Кареева. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права (к-рое в качестве принудит. нравственности есть безнравственность); как гарантия личной свободы право является ограничением свободы внешней (ср. теории Общественного договора). Идеальная форма правового гос-ва для Ч. – конституц. монархия. Он отстаивает принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии конституц.-демократич. партии (кадетов). В рус. историографии Ч. – один из основателей т.н. юридической (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе. В ранних историч. работах Ч., опираясь на философию права Гегеля, утверждает единство "удельного" периода рус. истории и зап.-европ. феодализма. Соч.: Мистицизм в науке, М., 1880; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1–3, М., 1894–1898; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Система химич. элементов, М., 1911; Воспоминания, [т. 1–4], М., 1929–34. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 335; т. 21, с. 73; Герцен А. И., Собр. соч., т. 13, М., 1958, с. 30–34, 361–63, 404–06; т. 14, М., 1958, с. 148, 261–64; Михайловский И., Радлов Э., Чичерин, в кн.: Энциклопедич. словарь Брокгауз-Эфрон, т. 38-а, СПБ, 1903; Вышеславцев Б., Несколько слов о миросозерцании Б. Н. Ч., в сб.: Свободная совесть, кн. 1, М., 1906; Коркунов Н. М., История философии права, 6 изд., СПБ, 1915; Чижевский Д. И., Гегель в России, Париж, [1939]; Алексеев Н. Н., Религ.-филос. идеи и личность Б. Н. Ч. в свете его воспоминаний, "Путь", 1930, No 24; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956; История философии, т. 4, М., 1959, с. 65–70; Галактионов ?. ?., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387–95; Гульбинский И., Б. Н. Ч. Библиографич. очерк, "Библиографич. известия", 1914, No 1–2. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
26.05(7.06).1828, Тамбов - 3(16).02.1904, с. Караул Тамбовской губ.) - философ, историк, правовед, публицист и общественный деятель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1845-1849 гг. Ч. учился на юридическом ф-те Московского ун-та, где слушал лекции Грановского, С. М. Соловьева, Кавелина, Редкина. К этому же времени относится его увлечение философией Гегеля, сыгравшей значительную роль в формировании его мировоззрения. Хотя с годами отношение Ч. к Гегелю претерпевало определенные изменения, он тем не менее постоянно ориентировался на осн. философско-методологические положения нем. мыслителя и может быть назван последователем гегельянства в России, причем в его консервативном выражении. В 1853 г. Ч. представляет диссертацию "Областные учреждения России в XVII веке", знаменовавшую возникновение т. наз. государственной школы в рус. историографии. Во 2-й пол. 50-х гг. публикует ряд статей на историко-юридические темы ("Опыты по истории русского права", 1858; "Очерки Англии и Франции", 1858, и др.). К этому времени у Ч. складывается концепция рус. истории. Осн. его идея - главенствующая роль государства в истории России. Здесь многое учреждалось государственными мерами, отмечал он, тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства государства. Устройство рус. государства, по его мнению, создавалось "сверху", а не "снизу". Сам же факт его возникновения он считал великим историческим подвигом рус. народа. Характерными чертами рус. исторической жизни, в отличие от западноевропейской, по Ч., являются чрезмерная слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех сословий, отсутствие политических свобод, что является результатом подчинения личности государству. Будущее же России Ч. непосредственно связывал с отменой крепостного права, введением представительных форм правления, развитием политической культуры народа. В 60-е гг. выходит в свет его работа "О народном представительстве" и готовится "Курс государственной науки". В этих, а также др. работах Ч. разрабатывает свою политическую платформу, к-рую можно выразить одним словом - "либерализм". Исходя из понимания свободы человеческой личности как осн. принципа общественного развития, благодаря к-рому человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному, он полагал, что условия для этого принципа создает лишь последовательная либеральная программа. Применительно к России она состояла в требовании свободы от крепостного состояния, свободы совести, общественного мнения, книгопечатания, преподавания, публичности и гласности всех правительственных действий, судопроизводства. Идеалом государственного устройства он считал конституционную монархию. С кон. 70-х гг. и вплоть до его смерти в свет выходит ряд его фундаментальных работ по философии: "Наука и религия" (1879), "Мистицизм в науке" (1880), "Основания логики и метафизики" (1894), "Философия права" (1900) и др. Философия Ч. представляет собой вполне законченный тип философии рационалистической. В работе "Существо и методы идеализма", представляющей собой рецензию на кн. С. Н. Трубецкого "Основания идеализма", Ч. высказывает свое понимание идеализма, сущность к-poro, по его словам, "состоит в сочетании противоположностей". Осн. реальными противоположностями выступают, с одной стороны, материальный мир (сфера частных и бессознательных сил) и, с другой - мир мыслящих субъектов, к-рые имеют отношение к верховному разуму. То, что связывает эти два мира, есть дух, к-рый на низшей ступени выступает как целесообразно действующая органическая сила, а на высшей становится миром связанных с органической жизнью субъектов. Эти субъекты, осуществляя идеальные цели в материальном мире, приводят противоположности к высшему соглашению. Конечная цель данного процесса лежит в абсолютном духе, к-рый руководит всем этим поступательным движением и окончательно приводит мировое бытие к идеальному совершенству. Один из осн. постулатов Ч. гласит: "Разумное существо есть вместе свободное существо". Причем свобода человека объясняется им присутствием в нем двух противоположных начал, а именно бесконечного и конечного, и их взаимодействием. Идея внутренней свободы разумного существа основана на присущей разуму идее абсолютного. Абсолютные начала, проявляющиеся в человеческом познании, составляют основание нравственности, т. к. они руководят практической деятельностью человека. Философия истории Ч. составляет органическую часть философского осмысления им мирового бытия. История, по его мнению, является выражением человеческого духа, поэтому раскрыть смысл и значение руководящих ею идей, их связь, а следовательно, достигнуть понимания истории как единого целого способна только метафизика. История в ее философском аспекте представляет собой, по Ч., верховную науку о духовном мире, дающую ключ к пониманию всего остального, в т. ч. и низших ступеней развития. Поскольку история руководствуется идеями, сам исторический закон является законом развития этих идей. Др. словами, Ч. представляет историю человечества как историю человеческой мысли, историю развития идей. А потому история философии, выражающая квинтэссенцию развития человеческой мысли, служит у него основным объясняющим фактором истории человеческого об-ва. Немаловажную роль играет у Ч. и история религии, тесно связанная с развитием человеческой мысли. Хотя Ч. высоко оценивает значение свободы как постоянного и необходимого элемента человеческого общежития, однако свобода, по его мнению, устанавливает лишь формальное равенство, а отнюдь не материальное. Последнее вообще неприемлемо для Ч., считающего, что оно противоречит природе вещей и человека. Цель истории, замечает он, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Действительно необходимым требованием к государству Ч. полагает принцип экономической свободы, осуществление к-рого на практике может вести к неравенству, но именно это и составляет, по его мнению, движущее начало дальнейшего развития об-ва.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
103.44 кб

Борис Николаевич чичерин: штрихи к портрету земского деятеля

Двухжилова И. В.
Читать PDF
201.00 кб

«Возмутительная речь»: Борис Николаевич Чичерин и коронация Александра III

Крот М.Н.
Статья посвящена значимому эпизоду общественно-политической деятельности известного русского ученого Бориса Николаевича Чичерина, связанному с его пребыванием в должности московского городского головы, и речью, произнесенной им во