(Chesterton, Gilbert Keith, 18741936). Христианский писатель, проповедник и защитник христианства. Родился в Лондоне, в семье англикан. С 1900г. приобретает известность в литературе. Постепенно его вера в Бога становится все сильней, и он ставит свой талант и прихотливую манеру обращения со словом на службу христианству. В "Ортодоксии " (Orthodoxy; 1908) Честертон утверждает: "Легче легкого поддаться любому из поветрий, от гностицизма до "христианской науки". Но избежать их истинный подвиг, от которого захватывает дух. И я вижу, как, громыхая, мчится по векам колесница, первозданная истина правит ею и тусклые ереси падают перед ней". Оспаривая Р. Дж. Кемпбелла, он доказывал, что общественным преобразованиям вера в грех и добродетель благоприятствует больше, чем вялый, не замечающий зла оптимизм. С точки зрения писателя, лакмусовая бумажка для любой религии вопрос, что она отрицает. В 1922 г. Честертон перешел в католицизм. Он сделал бы это и раньше, но его "слишком пугала потрясающая Реальность, возложенная на алтарь ".
Как и его друг Р. Нокс, Честертон соединял в себе автора развлекательных книг и апологета. По мнению Честертона, "в окружающем нас водовороте противоречивых и несовместимых ересей нет прощения лишь одной ортодоксии ". Он жаловался, что " сегодня защита естественных добродетелей приобрела всю увлекательность греха". Писатель ясно представлял себе перепутье, на к-ром оказалась западная цивилизация, отказавшись от религиозного пути, покинув освященную присутствием Бога вселенную. Причину Первой мировой войны Честертон видел в алчности людей и народов. Многие придавали слишком большое значение остроте жизни, не уделяя внимания ей самой. Для него "каждый новый день дар, ведь его могло и не быть". Честертон рано понял, как ценен парадокс "истина, вставшая с ног на голову, чтобы добиться внимания ". Заставить думать могут лишь утверждения достаточно причудливые, способные преодолеть защитные барьеры читателя и взорваться прямо в его разуме. Большинство своих теологических работ Честертон создал после обращения в католицизм. Среди них "Вечный человек" (The Everlasting Man, 1925) и "Признания и опровержения" (Avowals and Denials, 1934). К. С. Льюис и Р. Нокс признавались, что духовно и интеллектуально они многим обязаны Честертону.
J. D. Douglas (пер. Д.Э.)
Библиография: A. L. Maycock, The Man Who Was Orthodox; D. Barker, (7. K. Chesterton; M. Ward, Gilbert Keith Chesterton.