ЧЕСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Честь
Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и полностью презирать. Это благородная страсть, но всего лишь страсть, а никак не добродетель. Я согласен с тем, что в обществе без понятия чести обойтись нельзя. Но это лишь лишний довод за то, чтобы лично относиться к нему с большой осторожностью. «Национальная честь, – пишет Ален, – подобна заряженному ружью». А что можно сказать о чувстве чести подростков, которые убивают друг друга прямо на школьном дворе из‑за косого взгляда или грубого слова? На счету чести убитых больше, чем на счету стыда, а убийц больше, чем героев.

Источник: Философский словарь.

ЧЕСТЬ
(Ehre) — признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства — одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие его личности.
Н. Reiner. Die Е., 1956; W. Korff. Е., Prestige, Gewissen, 1966; Н. J. Hirsch. E. u. Beleidigung. Grundfragen des strafrechtl. Ehrenschutzes, 1967.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Честь
категория морали, выражающая общественное признание всего того, что заслуживает высокой оценки в деятельности отдельной личности, коллектива, учреждения и т. д. В феодальном об-ве Ч. определялась родовитостью, в капитали- стическом — богатством. В социалистическом об-ве Ч. (почтение) определяется заслугами перед народом в борьбе за коммунизм, а также поведением человека в быту, в отношениях с др. людьми. Понятие «Ч.» многообразно: мы говорим о Ч. Родины, завода, шахтера, врача, комсомольца и т. л. Партийная, профессиональная, воинская, семейная и др. Ч. обязывают быть честным, морально чистым, сохранять, беречь и преумножать то, что заслуживает уважения. Недостойное поведение ведет к бесчестью, позору. Чрезмерное же стремление к славе, почестям паз. честолюбием и является пороком.

Источник: Философский словарь. 1963

ЧЕСТЬ
оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, честь школы, семьи, института, завода, фирмы, честь женская, мужская, честь врача, рабочего, инженера и т. п.). Представления о чести требуют от каждого поддерживать репутацию своей социальной группы и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны общества. В отличие от понятия «достоинством, в основе представлений о чести лежит социальное неравенство; Поэтому защита «чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЧЕСТЬ
понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны об-ва. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие Ч. аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и об-ва к индивиду. Ч.. как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но в отличие от понятия достоинства понятие Ч. основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его Ч., изменялись исторически. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная Ч. Последняя связывается с личными достоинствами человека, в основе к-рых лежат его реальные заслуги перед др. людьми или перед об-вом. Здесь не признается к.-л. прав на исключительные привилегии и осуждаются проявления высокомерно-враждебного отношения к представителям иных наций, профессий и т. п. Борьба с пережитками сословной Ч. (представления об исключительности к.-л. социального слоя или коллектива, снобизм, чванство в любых формах и др.) является одной из сторон борьбы за утверждение высокой морали в повседневных отношениях между людьми.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Честь
понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения, аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?). Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий
достоинства определенного сословия или рода)...[16].
По [2] “... но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически. Феодальная честь носила сословный характер, требовала соблюдения норм поведения "благородного" сословия. Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью. В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная, профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь. Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом”.
Обычно, понятие честь связывают, непонятно почему, с привилегиями [2], снобизмом, чванством, высокомерием, тщеславием...
Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность, но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова.
Ассоциативный блок.
"Честь имею!" - говорят, разрывая отношения с подлецом.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЧЕСТЬ
понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо. Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.

Источник: Словарь по этике

ЧЕСТЬ
понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях типа «честь имею» или «для меня большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания.
В отличие от достоинства в собственном смысле слова Ч. воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе (сословно-групповом, локальном, профессиональном) или предполагаемыми по отношению к занимаемому человеком статусу.
В одной из крайних статусных форм Ч. выражается в понятии ранга. Функционально близким к понятию Ч. является понятие славы: но в отличие от Ч. славу приносят деяния, безусловно выходящие по своему масштабу за рамки сословия, локального сообщества или профессии. Если в Ч. отражаются обязательные для членов данного сообщества требования, слава касается того, чего нельзя требовать, вменять в обязанность, слава стяжается исключительными заслугами перед народом, отечеством, народами или человечеством. Понятие «Ч.» по смыслу связано с понятиями о ценности, доблести, благородстве (напр., лат. honor). Исторически формирование понятия Ч. опосредовано сословными представлениями о благом и достойном: Ч. приписывалась представителям высшего сословия; представители же низших сословий как бы автоматически лишались значимости. Понятие Ч. в его сословной детерминации закреплялось в определенных жестких стандартах поведения, к-рые получили название «кодекса Ч.». Таковы, напр., кодекс бусидо в яп. самурайской традиции или рыцарский кодекс правил поведения и этикета в средневековой Западной Европе и т.д. Так, рыцарский кодекс Ч. включал в себя следующие добродетели и умения: смелость, владение копьем (оружием) и искусная верховая езда, презрение к опасности, постоянная готовность к смерти, презрение к ней; слава, связанная со знатностью имени и воинскими успехами; верность, понимаемую как преданность своему сюзерену, за к-рого рыцарь в любой момент должен был выступить на войну, и даме сердца, во имя к-рой рыцарь совершал подвиги; щедрость, понимаемую как обязанность покровительства подданным и гостеприимства по отношению к другим феодалам. Добродетель верности в кодексе Ч. рыцаря определяла его отношение к тому, кто выше его в сословной иерархии. Добродетель щедрости — его отношение к тем, кто стоит ниже. Своеобразие средневекового рыцарского кодекса Ч. заключается в том, что он существовал в более широком контексте христианского этоса. Христианская этика предписывала рыцарю проявлять умеренность (смирение) в своей жизни, в большей степени служить церкви, чем своему сюзерену. Определенный компромисс между этими двумя системами нравственных ценностей получил выражение в «культе Грааля». Влияние церкви отразилось и на обряде посвящения в рыцарство, к-рый санкционировался христианской церковью. Обряд рыцарской инициации автоматически закреплял за рыцарем его достоинство на рыцарское звание, а следовательно, давал ему право на рыцарскую Ч. Рыцарь становился неким эталоном Ч., к-рую обязан был соблюдать и защищать посредством дуэли. Дуэль играла здесь роль подтверждения рыцарской Ч. Обладатель рыцарской Ч. мог передавать се по наследству.
С развитием буржуазных отношений и повышением роли личностного начала в человеческих отношениях рыцарское понимание Ч. отодвигается на периферию нравственной жизни, а нормы рыцарского кодекса Ч., дольше всего сохранявшиеся в среде офицерства, все более воспринимались как выражение педантизма, интеллектуально-нравственной ограниченности и бесчеловечности. Именно с этих позиций критиковал принципы рыцарского этоса А. Шопенгауэр, сформулировав их в едко-ироничном виде: 1)4. заключается не в мнении о достоинстве человека, но лишь в выражении этого мнения, независимо оттого, насколько выраженное мнение соответствует действительному облику человека и кто это мнение высказывает; 2) Ч. человека основана не на его поступках, а на том, что ему о нем говорят другие и как в отношении его они поступают; 3) Ч. человека не имеет ничего общего с его моральным обликом, поэтому она восстанавливается внеморальным способом — дуэлью либо «авантажем», т.е. проявлением еще большей грубости к обидчику, чем он сам это позволил; 4) Ч. утверждается в грубости и ругани в отношении другого, независимо от того, насколько он это заслужил; 5) единственное, что может отстоять Ч., — это физическая сила, т.е. животное начало; в этом смысле рыцарская Ч. — это кулачная Ч.; 6) по кодексу рыцарской Ч. только одно слово не может быть нарушено — то, при к-ром сказано: «клянусь Ч.», всякое другое слово можно нарушить. Аристократически-рыцарская трактовка Ч. в ее особенном виде восстанавливается Ф.Ницше. Ницше переосмыслил принцип индивидуальной Ч. как проявление торжества индивидуализированной воли к жизни: Ч. обладает лишь тот, кто может ее отстоять. Такая позиция логически следует из противопоставления морали господ морали рабов, к-рая, по Ницше, тождественна аморализму, бесчестию. Чувство Ч., основанное на готовности к огромной ответственности аристократа-сверхчеловека, противостоит стадной морали, основанной на солидарности, братстве и равноправии. Тем самым Ницше сформулировал важную проблему типов индивидуального достоинства, различив достоинство, основанное на Ч., и достоинство, основанное на равенстве (равноправии). Равноправие людей при безусловном различии их воли к власти, обусловленной качественным различием их человеческой природы, ущемляет Ч. наиболее сильных и одаренных натур. Поэтому Ч. не может быть универсализуема в общечеловеческом масштабе. Достоинство — это удел единиц, а не масс (принцип примата элитаризма Ч. над эгалитаризмом Ч.). Этот вывод Ницше подтверждает анализом категории Ч. в истории этики. Досократовскос понимание Ч. в античной Греции, согласно Ницше, должно быть принято в качестве образцового. Для гомеровского периода Др. Греции Ч. понималась как общественное признание индивидуальной доблести. Если общество не могло воспротивиться герою, то максима воли последнего автоматически становилась принципом всеобщего законодательства. Другой античный герой, обладавший большей волей к жизни, мог поступить т.о., чтобы нанести ущерб индивиду, к-рый уже обладал Ч. Во имя сохранения Ч. допускались, по Ницше, любые поступки. Утрата Ч. была чревата позором, вызывала стыд, но не сознание виновности. Долг предписывал индивиду восстановить утраченную Ч. О справедливости здесь ничего не говорится, и этот факт Ницше превозносит в качестве безусловного преимущества досократовской античности.
В тезисе Сократа о том, что терпеть несправедливость - несравнимо меньшее зло, чем причинять ее, Ницше усматривал подчинение индивидуальной Ч. универсальному принципу, отраженному в законе. Нарушение закона становится внутренне неприемлемым для индивида, что, по Ницше, свидетельствовало о торжестве стадной морали. Христианское понимание Ч., по мнению Ницше, еще более унизило Ч. сильного. Высшей добродетелью христианства стало смирение. Собственно христианская трактовка Ч. обусловлена учением о первородном грехе и обретаемой через благодать праведности. Достижение индивидуальной Ч. христианином оказывается возможным не в его земной жизни, а лишь после смерти — в случае его церковной канонизации. Но к другому человеку христианин всегда должен относиться как к субъекту Ч. Эти обязательства заключаются в недопущении клеветы, брани на ближнего, лжи словом, соединенной с ложью мысли, а также в недопущении неверности данным обещаниям и излишнего любопытства. Согласно христианскому принципу совершенствования («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»), Ч. христианина состоит в богоуподоблении, т.е. в святости. Канонизированный святой обладает всей полнотой христианской Ч., к-рой стремится обладать каждый христианин.
В эпоху Возрождения понятие Ч. все теснее связывается с понятием человеческого достоинства: человек как существо неопределенного образа. сотворенного Богом, творчески придает своему облику божественные черты (Дж. Пико делла Мирандола).
В контракторных концепциях (Т.Гоббс, Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо) категория Ч. связывается с правилами и обязанностями граждан в государстве и, т.о., редуцируется к индивидуальному достоинству гражданина правового государства.
В случае, если государство как гарант Ч. отдельного лица ущемляет ее, то субъект Ч. (носитель прав и обязанностей) имеет право расторгнуть общественный договор с государством. Особое место занимает категория Ч. в протестантской этике. Преуспеяние в делах является показателем предопределенности человека ко спасению Богом, неудачный в делах будет осужден. Понятие Ч. закрепляется за теми людьми, к-рые преуспевают, т.е. за буржуа. Такая переакцентировка понятия Ч. была, по, М.Вебсру, одним из проявлений «духа капитализма».
В Ч. человека отражено, с объективной т.з., мнение других о его достоинстве, а с субъективной - его зависимость от этого мнения, страх перед ним. Человек вынужден дорожить этим мнением, к-рое воспринимается как «защита и помощь соединенных сил всего человечества» (Шопенгауэр), позволяющая человеку умножить собственные силы. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [124а5-26, 125а35, Ь7-22] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; ГелмецийКА. Об уме [111,13] // Гельвеций К.А. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1973; Лотман Ю.М. Об оппозиции «честь» - «слава» в светских текстах Киевского периода // Ученые записки Тартуского гос. ун-та: Вып. 198. Труды по знаковым системам. Ч. III. Тарту: Изд-воТГУ. 1967; Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом [Проблема Сократа] // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990; Титаренко И.А. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. С. 76-89, Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости [IV] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1993; Экштейн Й. Честь в философии и праве. СПб.: Я.Канторович,1899. В. И.Дружинин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
78.37 кб

За честь русской науки

Морозов А. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Благо, честь

    Философский смысл термина: Добродетель (стоики, Цицерон, Гораций, Лукан).
  • Благоговейный страх, честь

    Философский смысл термина: Почет, уважение, достоинство, слава, позор (Гомер); почтительность, совесть (Платон), внешняя оценка (Анаксимандр).
  • Честь, достоинство, доблесть

    Философский смысл термина: Честь, добродетель, высокая нравственность (стоики, Цицерон).
  • ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО

    понятия морали и категории этики. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой св
  • Слава, уважение, честь, положение, ранг, высокое качество

    Философский смысл термина: Намерение, решение (Софокл, Демосфен); "аксиома" - утверждение, интуитивно верное предположение (Аристотель); положение, не требующее доказательств, высказывание в логике
  • Честь, Почет

    (Honor). Почтение к комунибудь или чемунибудь. В Св. Писании честь обычно воздают человеку, но, прежде всего, почитают Бога. Почет связан с общественным положением человека (Пс 44:10) и его властью (Есф 10:2).