ЧЕШЕВ Владислав Васильевич

Найдено 1 определение
ЧЕШЕВ Владислав Васильевич
(р. 10.1.1940) — спец. по теории познания, методол. инж. деятельности и техн. знания, филос. антропологии; д. филос. н., проф. Р. в Благовещенске. Окончил электромеханический ф-т Томского политехнического ин-та (1962), филос. асп. в Томском гос. ун-те (1967). Работал инж. в Томском политехническом ин-те (1962-64) в ун-те (ст. преп., доц., ст. н. с, проф.); зав. кафедрой филос. Томского инженерно-строительного ин-та; зав. кафедрой филос. Томского науч. центра СО РАН. Чл.-корр. Международной академии наук высшей школы (2005). В наст, вр.- зав. кафедрой филос. Томского гос. архитектурно-строительного ун-та. Докт. дисс. — «Становление и структура технического знания» (1979). В науч. иссл. Ч. обосновывает разграничение практич. (техн.) знания на рецептурное и предметное знание. В гносеол. плане рецептурное знание характеризуется категорией «эффективность», в то время как обоснование эффективности в истории культуры и практики может опираться на миф, науку, легенду и т. д. Предметное же знание направлено на описание объектов и технологических процессов. Особенность предметного знания в том, что оно строится как трехстороннее описание объектов практики со стороны их функционирования (функционально-техн. свойства), его строения (конструктивно-морфологического свойства) и природного процесса, совершающегося в процессе реализации технологии или функционирования объекта (естеств. характеристики). Ч. показывает, что теория в техн. науках может пользоваться тремя типами абстрактно-теор. схем (морфологическими, функциональными, естественно-науч.), расчленяя названные схемы или соединяя их для описания объектов практики. Ч. обращался к методол. проблемам естеств. наук, в частности к историч. и философско-гносеол. проблемам становления релятивистской электродинамики и к понятию «реальность» в совр. физике. В 1990-е сферой науч. интересов стали проблемы филос. антропологии и теории познания. Предложена концепция антропосоциогенеза, опирающаяся на представление о поведении и деятельности как различных, но фундаментальных формах активности человека. Новая антропологическая концепция открывает новые возможности в рассмотрении проблемы познания, выходящие за рамки дилеммы «чувственноерациональное», заданной гносеологией и антропологией Просвещения.
Соч.: Становление и развитие технических наук. (В соавт.). Л., 1977; Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1982; Проблема реальности в современной и классической физике. Томск, 1984; Взаимосвязь инженерной деятельности и научного знания // ВФ. 1986. № 3; Наука и управление наукой // Там же. 1989. № 4; Принцип относительности и проблема объективности пространства и времени // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. СПб., 1991; Человек как мыслящее существо, или Оправдание Разума. Томск, 1999. Социальные основания духовности человека // Вестник Томского гос. архитектурно-строительного ун-та. 1999. № 1; Проблема познания в философии. Томск, 2003; Техническое знание. Томск, 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009