ЧЕРНОВ Виктор Михайлович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЕРНОВ Виктор Михайлович

(1876–1952) – один из лидеров и идеолог партии правых эсеров. После Февр. революции 1917 – министр земледелия Временного пр-ва. "Синтетическое" миросозерцание Ч. – эклектический синтез идей народнического социализма и эмпириокритицизма (махизма). Идеи, по Ч., – "...психологическое выражение накопленной в мозгу человечества потенциальной энергии...", субъект – "...мерило истины..." ("Философские и социологические этюды", М., 1907, с. 29, 371). Общий предмет логики, психологии и гносеологии – "человеческий опыт и его обработка". Внутр. источники обществ. развития, по Ч., заключены во взаимодействии роста населения и внешней природы. Деление историч. явлений на экономические и идеологические, по Ч., является условным: "экономическое есть в значительной мере психическое"; поэтому, заключает Ч., нельзя говорить о "примате материального над идеальным в истории". Теорию Маркса и учение о диктатуре пролетариата Ч. считал неприменимыми к условиям "сельско-хозяйственной России". Соч.: Социалистич. этюды, М., 1908; Интернационал и война. Сб. ст., П., 1917; Конструктивный социализм, т. 1, Прага, 1925. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 129–46; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 591–93; Зайдель Г., "Конструктивное" убожество, "Воинств. материалист", 1925, кн. 3. В. Клушин. Петродворец.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЧЕРНОВ Виктор Михайлович
19 ноября (1 декабря) 1873, Камышин — 15 апреля 1952, Нью-Йорк] — русский политический деятель; один из лидеров и теоретиков партии эсеров времени ее основания в 1902, разработал ее программу в 1904. В 1917 министр земледелия во Временном правительстве, в 1918 председатель Учредительного собрания, после его разгона — член Уфимского государственного совещания. В 1920 нелегально пересек границу, жил во Франции, Чехословакии, других странах Европы. Участвовал в движении Сопротивления, затем уехал в Америку. В своем варианте неонародничества обращался к началам новейшего философского и психологического знания (в частности, неокантианству) и разработал «на уровне социальности» центральную посылку махизма о ключевом месте человеческого опыта и способах его обработки. Опыт — начало начал не только в логике и философии, но и в теории общественного развития. Чернов считал субъекта — как его носителя — мерилом истины, а личность — решающей силой истории. Отрицал приложимость идей Маркса к крестьянской России, критически относился к решению в марксизме национального, и в первую очередь славянского, вопроса, претендовал на выработку синтетического мировоззрения. В эмиграции разрабатывал концепцию «конструктивного социализма» как прикладного социализма с ориентацией на личность и установкой на «очеловечивание человечества». «Серп» и «молот» должны третьим революционным собратом иметь «книгу» (Конструктивный социализм, ч. 1. Прага, 1925, с. 23).
Соч.: Философские и социологические этюды. М., 1907; Перед бурей. Воспоминания. Нью-Йорк, 1953. Лет.: Был ли у России выбор (Н. И. Бухарин и В. М. Чернов в социально-философских дискуссиях 20-х годов). М., 1996.
И. Е. Задорозкток

Источник: Новая философская энциклопедия

Чернов, Виктор Михайлович
1873-1952) - основатель и вождь партии эсеров был в конце 90-х и начале 900-х годов одним из представителей народнического направления и поместил в "Русском Богатстве" ряд статей по вопросам, вызывавшим тогда коренные разногласия между народниками и легальными марксистами. ("К вопросу о положительных и отрицательных сторонах капитализма", "К вопросу о капиталистической и аграрной эволюции", "Субъективный метод в социологии и его философские предпосылки" и др.). Вместе с Натансоном и другими был ранее организатором партии "Народного права", предшественницы партии эсеров. С начала 900-х годов, когда образовалась партия с.-р., Чернов становится ее теоретиком и политическим руководителем. Насколько народники 70-х и 80-х годов имели крупные теоретические силы, настолько бедна ими была эсеровская партия. Чернов был ее единственным теоретиком. В годы перед войной, когда у эсеров стало выкристаллизовываться правое крыло (группа "Почин" - Авксентьев и др.) и левое (максималисты, журнал "Революционная Мысль"), Чернов занимает позицию центра. Лидером эсеровского центра выступает он и в годы войны, совмещая умеренные циммервальдские воззрения с нелепыми обвинениями Маркса и Энгельса в германофильстве в годы франко-прусской войны (в их мнимом германофильстве он пытается найти исторические корни грехопадения германского социализма). После Февраля он вскоре занимает пост министра земледелия.Политическая деятельность Чернова в 1917 г. сопровождалась не только случайными скачками, но была полна и курьезными для вождя фактами, когда Чернов вообще отказывался давать ответ на злободневный политический вопрос. Достаточно указать на его поведение в дни Демократического Совещания. Несостоятельность Чернова, как политического вождя, уже тогда поставила его в положение генерала без армии, ибо ни правые ни левые элементы эсеровской партии не могли принять страусову тактику Чернова. В 1918 - 1919 г.г. Чернов обретается, как и многие эсеровские вожди, в лагере поволжско-уральской контр-революции. В последние годы Чернов попрежнему возглавляет эсеровский "центр", который, по существу, не менее контр-революционен, чем группа Авксентьева и др. /Т. 2, 3, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЧЕРНОВ Виктор Михайлович
19.11(1.12).1873, Камышин - 15.04.1952, Нью-Йорк) - политический деятель, мыслитель и публицист. Один из организаторов и теоретиков партии эсеров, член ее ЦК. В революционном движении с кон. 1880-х гг. В 1892-1894 гг. учился в Московском ун-те. В 1894 г. арестован по делу партии "Народное право", сослан в Тамбовскую губ. В 1899 г. эмигрировал, вместе с М. Р. Гоцем возглавил заграничную организацию эсеров и газ. "Революционная Россия". Участник Циммервальдской 1915 г. и Кинтальской конференции 1916 г. В 1917 г. - министр земледелия Временного правительства. Был председателем Учредительного собрания (5(18) января 1918). С 1920 г. - в эмиграции. Во время 2-й мировой войны участник движения Сопротивления во Франции. Позднее жил в США. Ч. являлся последователем философии и социологии народников, гл. обр. Лаврова и Михайловского. Осн. его труды по философии были опубликованы в журн. "Русское богатство" в 1899-1901 гг., позднее вошли в его книгу "Философские и социологические этюды". В его философских представлениях сильно влияние эмпириокритицизма. Он отрицал диалектическое учение о всеобщих законах движения, считая, что только опыт и систематизация данных этого опыта позволит философии осмыслить мир сообразно наименьшей трате сил, не привнося в него никаких субъективных элементов. Критерий истинности идеи, писал он, - ее соответствие объективной действительности; критерий справедливости идеи - ее соответствие высшим потребностям субъективной природы человека, но между теорией и практикой объективного и субъективного отношения к действительности лежит непроходимая пропасть. Истинных представлений о мире существует столько же, сколько различных типов субъектов, следовательно, абсолютной истины, независимой от субъективных определений, нет и быть не может, и люди не знают настоящей действительности. Мерило научности философии и науки - в степени обслуживания ими потребностей человека. Философия отличается от науки не принципиально, а по степени обобщения понятий. В центре историко-социологической концепции Ч. лежит идея личности, развитие качеств к-рой является мерилом прогресса. Осн. движущими силами истории не могут быть силы, создающиеся в самом историческом процессе. Они должны быть внешними и независимыми от него. Естественная, географическая, климатическая и почвенная среда - первичное объективное условие исторического развития; человек - первичное субъективное условие исторического развития. Их взаимодействие и дает ключ к пониманию экономического, политико-юридического, идейно-психологического развития той или иной страны и народа. Причем каждая в отдельности из сторон единого исторического процесса (экономическая, правовая, интеллектуальная) не может выступать основой его развития. Более того, они могут быть расчленены лишь мысленно и открываться наблюдению, если смотреть на них "с трех различных точек зрения". Ч. критиковал марксизм за то, что не мог, по его мнению, органически сочетать учение об активной роли личности с учением об активной, все более сознательной и самостоятельной роли масс. В полемике с марксизмом Ч. обвинял последний в якобинских пережитках и в революционном радикализме, хотя сама партия эсеров не отказывалась от террора как средства решения политических и даже социальных задач. В качестве позитивного социального идеала им выдвигалась идея "аграрной демократии". В заключении своей кн. "Марксизм и славянство (К вопросу о внешней политике социализма)" (М.; Пг., 1917) Ч. писал: "Однобокий индустриальный социализм родит такой же интернационализм, а через него контрабандно внедряется национальное предубеждение великих наций. Интернациональная десница - и тянущаяся к националистическому грехопадению шуйца" (с. 102). В эмиграции он разрабатывал в целом утопичную концепцию, названную им "конструктивным социализмом". По его убеждению, революция в России показала (несмотря на политику большевиков), что социализм перестал быть только теорией, он выступает как практически прикладной и ему должна быть присуща ориентация на личность и гуманизм, поскольку социализм - "очеловечивание человечества". Ч. призывал высоко ценить роль интеллигенции. "Серп" и "молот" должны третьим революционным собратом иметь "книгу" (Конструктивный социализм. Прага, 1925. Ч. 1. С. 23). В дальнейшем Ч. писал в основном мемуары.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
251.14 кб

Чернов Виктор Михайлович (1873 1952)

Можаева Л. А.