Чербери Герберт, Эдуард

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Чербери Герберт, Эдуард

1583-1648) - англ. философ и политич. деятель. В «Трактате об истине» (1624) противопоставил религиям откровения (иудаизму, христианству, исламу) т. н. истинную, или разумную, религию, источником к-рой считал понятие о боге как высш. существе. Принципами этой религии являются также признание добродетели гл. проявлением богопочитания, раскаяние в грехах и т. д. Религ.-филос. концепция Ч. заложила основы англ. деизма.

Источник: Атеистический словарь

Чербери Герберт, Эдуард

род. 3 марта 1583, Эйтон-на-Северне - ум. 20 авг. 1648, Лондон) - англ, государственный деятель и философ религии, основоположник естественной религии. В его учении библейская религия целиком и полностью оправдывается разумом, который есть не что иное, как высший инстинкт, в равной мере присущий всем людям; она является также основой всякой нравственности. Главные его произв.: "De veritate", 1624; "De causis errorum", 1645; "De religione Gentilium", 1645.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Чербери Герберт, Эдуард

лорд (3 марта 1583 – 20 августа 1648) – англ. философ и политич. деятель. Окончил Оксфордский ун-т. В 1619–24 – посол во Франции; в сер. 1640-х гг. – сторонник парламентской оппозиции. Основоположник англ. деизма в форме т.н. естественной религии. Источником последней является, по Ч., не откровение, а разумное начало, врожденное человеку, и все "позитивные" религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму. Осн. принципы "естественной религии" сводятся Ч. к пяти: 1) существует высшее существо, 2) его следует почитать, 3) лучшее его почитание – добродетель и благочестие, 4) преступления и проступки должны искупаться раскаянием, 5) существует воздаяние в загробной жизни. Из последнего принципа вытекает дуалистич. понимание Ч. отношения души и тела. Несмотря на умеренность деизма Ч., он встретил озлобленную реакцию теологов; напр., в книге профессора теологии Кильского ун-та X. Кортхольта "О трех великих обманщиках" (Ch. Kortholt, "De tribus impostoribus", Kiel, 1680) Ч. "изобличается" наряду с Гоббсом и Спинозой. Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей, данных богом. Он различал четыре вида истин: 1) "истины вещи" (согласие вещи с самой собой), 2) истины явлений (согласие явления с вещью), 3) истины понятия и 4) истины разума (логически правильные суждения и умозаключения). Этим четырем видам истин соответствуют четыре вида умств. способностей (естеств. инстинкт, внешнее и внутр. чувство, суждение). Наиболее надежным критерием истины Ч. признавал "всеобщее согласие". Этот взгляд, как и учение о врожденных идеях, был подвергнут критике Локком (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, кн. 1, гл. 3, § 15 и сл.). Взгляды Ч. были также подвергнуты критике в письме Гассенди (1634), к-рому Ч. послал свое осн. произведение – "Трактат об истине" ("Tractatus de veritate", [P.], 1624). Соч.: De causis errorum, pt 1–3, L., 1645; De religione gentilium, Amst., 1663; The life of ?. ?. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764; A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768. Лит.: R?musat Сh. de, Lord H. de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874; G?ttler С., Е. Lord H. von Cherbury, M?nch., 1897; Scholz H., Die Religionsphilosophie des H. von Cherbury, Giessen, 1914; Kottich R. G., Die Lehre von den angeborenen Ideen seit H. von Cherbury, В., 1917 (Diss.). Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.