ЧЭНЬ ЮНЦЗЕ

Найдено 1 определение
ЧЭНЬ ЮНЦЗЕ
Chan Wing-tsit). 1901, пров. Гуандун. Историк кит. философии. С 1924 сотрудничал в Линнаньском ун-те, в 1929 защитил докт. дис. в Гарварде. С 1942 проф. кит. философии и лит-ры в Дартмутском колледже (Нью-Гемпшир), впоследствии - почетный проф.; проф. Четэмского колледжа. С 1951 редактировал философско-культурологич. журн. "Philosophy East and West" (Гонолулу). Перевел на англ. яз. значительное число источников по древней и средневек. кит. философии, составил антологию "Источники по кит. философии" (1963). Совм. с Т. де Бари, Б. Уотсоном и др. подготовил фундаментальный сб. переводов "Источники по кит. традиции" (1963). Особое внимание уделяет учениям Чжу Си и Ван Янмина, буд. Чань школы. "Лейтмотивом кит. мысли" считает гуманизм. Полагает, что в Китае "материализм отсутствовал" и впредь "не найдет благодатной почвы". Такие его проявления, как учения Сюнь Куана и Ван Чуна, случайны и эпизодичны. Развитие кит. филос. мысли рассматривает в русле концепции "филиации идей". Историю кит. философии делит на четыре периода: 1) древний (6 в. до н.э. - 221 до н.э.), до создания первой централизованной империи Цинь; 2) средний (221 до н.э. - 960), до дин. Сун; 3) новый (960- 1911), до Синьхайской революции; 4) совр. (с 1912). Картину древнекит. филос. мысли рассматривает, придерживаясь деления на филос. школы в версии Сыма Таня; наименее важной в филос. отношении считает школу фа цзя. Второй этап, по Ч.Ю., отличается бедностью ориг. филос. идей и знаменуется появлением "синтетич. конфуцианства" во многом благодаря усилиям Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), объединившего идеи конфуцианства и иньян цзя. Филос. взгляды Ван Чуна (1 в.) определяет как "рационалистич. натурализм". Гл. заслугу Хань Юя (8 - нач. 9 в.) видит в том, что он создал идейные предпосылки для "возрождения конфуцианства". Осн. филос. направлениями третьего и четвертого периодов истории кит. мысли полагает "рационалистическое неоконфуцианство" Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си (11 - 12 вв.) и "идеалистич. неоконфуцианство" Лу Цзююаня, Ван Янмина, Ван Чуаньшаня, Дай Чжэня и др. «Religious Trends in Modern China. N.Y., 1953; Chinese Philosophy // The Encyclopedia of Philosophy. Vol. 2. N.Y., 1957; A Source Book in Chinese Philosophy (tr. and compl.). Princ., 1963; L., 1969; The Platform Scripture: the Basic Classic of Zen Buddhism. N.Y., 1963; Chinese Philosophy. 1949 - 1963. An Annotated Bibliography of Mainland China Publications. Honolulu, 1967; Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-chien (tr.). N.Y., 1967; Neo-Confucianism etc.: Essays by Wing-tsit Chan. Hanover -New Haven, 1969; Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1987; Chu Hsi: New Studies. Honolulu, 1989; **Сенин Н.Г. Проблемы филос. наследия Китая в совр. синологии США // ПДВ. 1981. № 4; Pokora T. Chan Wing-tsit. Chinese Philosophy. 1949 - 1963 // Archlv Orientalni. 1969. N 1.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь