ЧЭНЬ ЛИФУ

Найдено 1 определение
ЧЭНЬ ЛИФУ
Цзуянь. 1900, уезд Усин пров. Чжэцзян. Общественно-политич. деятель, теоретик партии Гоминьдан. Получил образование в горном училище (Шанхай) и в Бэйянском ун-те (Тяньцзинь). Учился в США (1923 - 5), магистр Питтсбургского ун-та (штат Пенсильвания). После возвращения примкнул к военно-политич. группировке Вампу (Хуанпу). Доверенный секретарь Чан Кайши, зав. сектором обследований, генеральный секретарь, нач. секретариата, зав. орготделом ЦИК Гоминьдана, министр просвещения, вице-президент законодательного юаня в гоминьдановском прав-ве. С 1935 чл. Постоянного комитета ЦИК Гоминьдана. Вместе со старшим братом Чэнь Гофу создал политич. группировку "Центр, клуб" (англ. Central Club, сокр. СО и Управление обследования и статистики (разведслужбу) при ЦИК Гоминьдана, руководил деятельностью полиции и агентурной работой. Перед победой КПК в 1949 уехал в США. В 1968 переехал на Тайвань, где стал советником канцелярии президента по делам правления и пред, президиума Центр, консультативного комитета. Один из ведущих представителей "четырех семейств" - кланов, связанных с высшими эшелонами власти. С 30-х гг. Ч.Л. принял активное участие в формировании идеологам, доктрины и новой теоретич. платформы Гоминьдана. Опираясь на основополагающие принципы конфуцианства, соединив их с зап. теориями о врожденных способностях человека и учениями о расовом неравенстве, пытался создать новое филос. направление, к-рое преодолело бы "ограниченность" как материализма, так и идеализма. Осн. филос. соч. - "Вэйшэн лунь" ("Витализм") и "Шэн чжи юаньли" ("Начала жизни", др. назв. - "Витализм. Т. 2"). Считал виталистич. мировоззрение источником историч. взглядов на жизнь нар. масс и полагал, что "для правильного понимания истории жизни нар. масс необходимо разбираться в мировоззрении витализма". По мнению Ч.Л., сущностью и источником всех предметов и явлений является "жизненное начало" (юшэнминдэ юаньцзи, шэн юань; см. Сунь Ятсен). Отсюда назв. его системы взглядов - "философия жизни", или витализм (вэйшэн лунь). "Жизненное начало" - Бог и демиург всего сущего. Исходя из этого, Ч.Л. считал, что "все сущее обладает духом" (ваньу ю лин); т.к. человек - "самое желанное творение жизненного начала и самая высокая орг-ция в окружающем человека мире", в нем больше всего духа и менее всего материи. Эта же пропорция объясняет наличие высших и низших рас. Поскольку все в мире имеет единое начало и соблюдает определенный порядок, то и об-во может существовать только при наличии одного центра. Ключом для нормального функционирования обществ, организма является соблюдение людьми принципа "сыновней почтительности" (см. Сяо цзин") и конф. морали в целом. Исходя из посылки, что "Небо любит добродетель рождения", Ч.Л. считал, что виталистич. мировоззрение и взгляд на об-во выражают "человеколюбие" (жэньай), любовь к ближнему и поэтому "все бесчеловечное и жестокое по отношению к себе подобному противоречит осн. смыслу жизни во Вселенной". Поэтому "классовая борьба - это упадок морали, порожденный тем, что люди не знают Пути (дао) своего рождения и своего существования и не могут идти по Пути, к-рый всех породил и дал им возможность существовать". Источником нравств. совершенствования каждого человека и увеличения в нем добродетели является духовная субстанция чэн [1] ("искренность"). *Вэйшэн лунь (Витализм. Т. 1). Нанкин, 1933, 1936; Шэн чжи юаньли (Начала жизни. Витализм. Т. 2). Нанкин, 1936; Кун-цзы сюэшо дуй шицзе чжи инсян (Влияние учения Конфуция на мир). Тайбэй, 1971 - 2; Жэнь лисюэ яньцзю (Изучение человека). Тайбэй, 1973; **Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980. С. 63 - 5; Новейшая история Китая. 1928 - 49. М., 1984. С. 342 - 5. А.В. Виноградов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь