ЧЭНЬ ЛИ
ЧЭНЬ ЛИ [2]
Чэнь Чжожэнь, Чэнь Мочжай. 1809, Цзюйжун пров. Цзян-су, - 1869. Каноновед (см. Цзин сюэ). Имел высшую ученую степень цзиныии. Служил в мин-ве уголовных дел, затем правителем обл. Цюйцзин пров. Юньнань. Редактировал тексты толкового словаря "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов") Сюй Шэня (1 - 2 вв.), "[Чунь цю] Гунъян чжуани" ("Весны и осени" с коммент. Гунъяна") и соч. Чжэн Сюаня (2 в.). При восстановлении текста "Гунъян чжуани" исходил из того, что в коммент. его предшественников упор делался преимущественно на разъяснении смысла отд. иероглифов, но не предпринимались попытки анализа общего смысла фраз или пассажей текста. Сост. коммент. труд "Гунъян и шу" ("Изъяснение принципов Гунъяна"), в к-ром собраны и подвергнуты анализу коммент. к "Гунъян чжуани", созданные до 6 в., а также текстологич. изыскания каноноведов 18 в. Ч.Л. принадлежат коммент. к "Бо ху тун" ("Дискуссия в Зале Белого тигра", 1 в.), к словарям "Шо вэнь цзе цзы" и "Эр я" ("Приближение к классике", 2 в. до н.э.).
ЧЭНЬ ЛИ
1]. Чэнь Ланьфу, Дуншу. 1810, уезд Паньюй пров. Гуандун, - 1882. Ученый, литератор. Имел ученую степень цзюйжэнь. Служил в ведомстве образования уезда Хэюань пров. Гуандун, возглавлял училище Сюэхайтан ("Зал Моря знаний") в Гуанчжоу, затем читал лекции по конф. канонич. лит-ре (см. "Ши сань цзин"), истории, художеств, лит-ре. Занимался исследованиями в обл. астрономии, географии (в части., вычертил географич. карту пров. Гуандун), теории музыки, математики, каллиграфии, филологии. Редактировал коммент. к соч. Чжу Си (12 в.), к "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), каноноведческие (см. Цзин сюэ), филос. и историч. труды. Высказал мнение о том, что Сюнь Куан (4 - 3 вв. до н.э.) и Ян Чжу (4 в. до н.э.) не были знакомы с учением Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о "доброй природе" человека. В противоположность неоконфуцианцам - представителям "ханьского учения" (хань сюэ), ставившим задачей восстановление "истинных" трактовок ортодоксального конфуцианства эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), полагал, что им полностью аналогичны взгляды ученых эпохи Сун (10 - 13 вв.). Эталоном коммент. практики считал труды Чжэн Сюаня (2 в.). Истоки филологич. методов анализа (као цзюй), принятых в каноноведении 17 - 19 вв., усматривал в текстологич. методиках Чжу Си. Осн. соч. Ч.Л. - "Дуншу ду шу цзи" ("Записки о книгах, прочитанных в Вост. частной школе"), "Шэн люй тун бяо" ("Сводный список звуковых рядов"), "Сань тун шу сян шо" ("Подробные разъяснения к учению о трех эрах"), "Цинь люй" ("Правила игры на лютне") и др.