ЧЭНЬ ЦЮАНЬ
ЧЭНЬ ЦЮАНЬ
Чэнь Дашу, Чэнь Таохай. 1903, Фушунь пров. Сычу-ань,- 2.1969, Нанкин. Философ, исследователь нем. мысли, представитель группы "Чжаньгоцэ" (см. "Чжаньгоцэ" пай). Выпускник Ун-та Цинхуа, получил степень магистра в США, д-ра - в Германии. Преподавал в Уханьском ун-те, Ун-те Цинхуа, Объединенном ун-те Юго-Запада, Ун-те Тун-цзи. После 1949 преподавал в Нанкинском ун-те. В центре внимания Ч.Ц. были идеи Ницше, Шопенгауэра, Шиллера, Гете. Разделяя волюнтаристские течения в нем. мысли, ставил в основу развития человеч. об-ва "неистребимую волю" и выражающих ее героев. Воля стоит выше разума - она "надформенна" (син эр шан), это "вещь в себе", изнач. основа, тогда как разум "подформен" (син эр ся, см. Син [2]), феноменален и дает лишь внеш. оформление вещей. В поклонении герою, воплощающему в себе все лучшее и прекрасное, об-во пробуждается для борьбы и сплачивается - это не имеет ничего общего с корыстным пресмыкательством перед вождями. В древности история Китая строилась вокруг героев, но последующее разложение классов "служилых - сановников" (ши дафу) вместе с безудержной проповедью индивидуализма под лозунгами "науки" и "демократии" научили китайцев либо цинизму, либо поклонению самим себе, что повергло об-во в хаос. Призывал китайцев понять отличие германской культуры от англо-амер., осознать "особые идеи" германского народа, ставящего превыше всего гос-во, способного на антидемократизм в его защите, поклоняющегося героям, воинственного, пунктуального и идеалистичного. Необходимо воспринять идеи "силы" и "гения" - основные для нем. лит-ры периода "Бури и натиска". В эпоху борьбы Китая за выживание следует заимствовать идеи Ницше - опираться не на "мораль рабов", а на "мораль господ". Германский "дух Фауста" отмечен неудовлетворенностью окружающим, непрестанной борьбой, он не считается ни с чем, романтичен и крайне эмоционален. Китай же характеризуется успокоенностью, леностью, пассивностью, скованностью чувств. Если в эпоху войны не удастся изменить крестьянский менталитет китайцев, то нация погибнет и самые успешные заимствования зап. материальной культуры, политич. орг-ции и военной подготовки окажутся бесполезными. См. лит-ру к ст. "Чжаньгоцэ" пай. А. В. Ломанов