ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович
род. 1862 - ум. 1936) - рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от всякой философии; выступал против внедрения марксизма в психологию (кроме социальной). Челпанов - автор популярных учебников по логике и психологии. Гл. труды: "Мозг и душа", 1900; "Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности", т. 1-2, 1896 - 1904; "Введение в экспериментальную психологию", 1915; "Спорные вопросы психологии", 1926.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Челпанов Георгий Иванович
 (1862—1936) —рус. психолог и философ-идеалист, логик; проф. психологии и философии в Киевском (1892—1906) и Московском (1907— 1923) ун-тах. Основатель Московского психологического ин-та (1912). В философии был близок к неокантианству и позитивизму. «Мозг и душа» (1900) и др. работы Ч. содержат критику материализма. В психологии развивал теорию «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму Вундта. Занимаясь гл. обр. экспериментальной психологией, Ч. разрабатывал ее с глубоко ошибочных методологических позиций (признание самонаблюдения единственным источником познания психических явлений, отведение эксперименту вспомогательной роли и т. п.). После Октябрьской революции Ч. выступал против внедрения марксизма в советскую психологию. Реакционность позиции Ч. была вскрыта марксистской критикой в 1923—25. Ч. — автор учебников но логике и психологии. Соч.: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (2 чч., 1896—1904), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) и др.

Источник: Философский словарь. 1963

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

(1862 – 13 февр. 1936) – рус. психолог и философ, логик. Проф. психологии и философии Киевского (1892–1906) и Московского (1907–23) ун-тов. Товарищ председателя Моск. психологич. об-ва. Основатель (1912) и директор Моск. психологич. ин-та (до нояб. 1923). В философии близок к неокантианству и позитивизму. Критикуя материализм ("Мозг и душа", СПБ, 1900, и др. работы), Ч. пытался дать обоснование психологии в опоре на концепцию "эмпирич. параллелизма" души и тела, восходящую к психофизич. параллелизму В. Вундта, причем сущность устанавливаемой эмпирически параллельности физич. и психич. явлений он считал необъяснимой. Ч. принадлежат солидные экспериментальные исследования по восприятию пространства и времени. Гл. заслугой Ч. является создание крупного экспериментально- психологич. центра – Моск. психологич. ин-та с превосходно оборудованными лабораториями, разработка методов лабораторного исследования ("Введение в экспериментальную психологию", М., 1915). В области логики Ч. был гл. обр. систематиком. Ч. – автор ряда многократно переиздававшихся учебников по психологии и логике. В послеоктябрьский период Ч. придерживался т. зр., согласно к-рой марксизм мог быть распространен лишь на социальную, но не на общую психологию. Последняя, по мнению Ч., должна быть свободна от какой бы то ни было философии. Соч.: Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1–2, К., 1896–1904; Психология, ч. 1–2, М., 1909; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии), М., 1926. Лит.: Будилова ?. ?., Борьба материализма и идеализма в рус. психологич. науке (Вторая пол. 19 – нач. 20 вв.), М., 1960; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967. А. Петровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович
16(28) апреля 1862, Мариуполь —13 февраля 1936, Москва] — русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907—23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт(1912).
Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (Киев, 1896—1904, ч. 1—2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем «эмпирического» направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, — писал Челпанов в работе «Мозг и душа» (СПб., 1900), — во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его «Введение в философию» (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т. к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, «что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда».
Соч.: О современных философских направлениях. К., 1902; Учебник логики. К.—Одесса, 1906; Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908—1909 гг. М., 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л-, 1926; Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы? М.—Л., 1928.
Лит.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891—1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916; Ждан А. Н. Г. И. Челпанов.— «Вестник МГУ». Серия 14. Психология, 1994, № 2; Умрихин В. В. «Идеогенез» и «сопиогенез» науки в творчестве Г. И. Челпанова.— «Вопросы психологии», 1994, № 1.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович
1628).04. 1862, Мариуполь - 13.02.1936, Москва) - философ и психолог. В 1887 г. окончил историко-филологический ф-т Новороссийского ун-та (Одесса). В 1890 г. начал преподавание философии в Московском ун-те в качестве приват-доцента. В 1892 г. стал преподавателем философии (в 1897 г. - проф.) Киевского ун-та, где основал психологический семинарий. По возвращении в Москву создал психологический семинарий при Московском ун-те, где возглавил кафедру философии (1907-1923), и Психологический ин-т (1912). Ч. был представителем "эмпирического" направления в психологии, в основе к-рого, по его мнению, лежит представление о параллелизме души и тела. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, - писал он, - во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм". Полагая, что наука должна углубляться в природу души и сознания, Ч. считал материализм учением, непригодным для решения этой проблемы, поскольку понятия "материя", "атом" и др. являются умозрительными, а не опытными. Представление о "материи", по его мнению, имеет символический смысл, т. к. содержит нечто "устойчивое, неизменное", являющееся носителем свойств "внешнего раздражителя". Большое значение Ч. придавал гносеологии; она была для Ч. "главным фактором решения общих задач". Познание, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Отсюда задача гносеологии - установление его границ и пределов. Чтобы осуществлять познавательную деятельность, по Ч., необходимо заранее определить, "что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда". Подчеркивая активную, творческую роль сознания, его способность воздействовать на то, что оно воспринимает, Ч. доказывал принципиальное несоответствие отображения отображаемому, образа объекту. Он отрицал не только "наивный реализм" с его верой в существование внешнего мира, но и "последовательный субъективный идеализм", приводящий к солипсизму. Будучи по своим философским представлениям неокантианцем, Ч. считал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных элементов и идей, объединяющих наши ощущения, чувственные представления в одно целое - опыт. О существовании априорных идей мы узнаем из внутреннего опыта - из самонаблюдения и рефлексии. То, что есть главное в опыте - работа мысли, Ч. понимал как ряд логических акций (абстрагирования, анализа, синтеза и т. п.), т. е. "операций рассудка", определяющих сущность умственной деятельности. Из внутреннего опыта субъекта, из самонаблюдения, самоанализа им собственных впечатлений возникают, по Ч., априорные понятия пространства, времени, движения, причинности и т. п. Внешний опыт может дать нам лишь отдельные представления, однако их пространственное или временное расположение осуществляется сознанием. Отсюда Ч. сделал вывод: все, что не может быть наблюдаемо как образы внешнего мира, - протяженность, неделимость, однородность, бесконечность и т. д. - суть априорные понятия, к-рые составляют основу опыта и выступают в качестве необходимых предпосылок познания. Неокантианским представлениям следует Ч. и в учении об истине. В формально-логическом плане истина "состоит в согласии мысли с предметом". Содержание мысли обеспечивается не содержанием объективных явлений, а "чувственным убеждением" в согласованности мысли с объектом. Истинность подкрепляется тем, что она "сопровождается объективными состояниями сознания, именно непоколебимым чувством достоверности и уверенности". Наибольшей истинностью, считал он, отличаются формальная логика и математика, выводящие свои положения априорным, дедуктивным путем и дающие нам несомненные, достоверные знания. По Ч., естественные науки не могут давать истинные знания, а лишь вероятностные, поскольку они основаны на опытном, т. е. индуктивном, методе. Кроме достоверных и вероятностных знаний, возможны знания, постижимые в порядке веры, способной быть существенным элементом формирования истины. Что касается религиозной веры, то Ч. не отрицал, что она может входить в мировоззренческую установку, "ибо каждый должен дать себе отчет в том, что такое душа, что такое бог, каково начало мира, имеет ли он какую-нибудь цель и т. п.".

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
439.97 кб

К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова

Гу Сева Е.П., Серова О.Е.
В статью, посвященную творческой биографии Г.И.