ЧЕЛОВЕК МОГУЩИЙ

Найдено 1 определение
ЧЕЛОВЕК МОГУЩИЙ
(lhomme capable) или «субъект могущий» (le sujet capable) - одно из основных понятий этической концепции фр. философа П.Рикёра, теоретика феноменологической герменевтики, философа экзистенциально-персоналистской ориентации в вопросах морали.
В центре внимания Риксра, придерживающегося при построении своей философской системы дсятельностного подхода, находится человек, обладающий волей к познанию и к преобразовательной активности, субъект культурно-исторического творчества. Исходным пунктом при рассмотрении процесса формирования «Ч.м.» для философа является анализ становления «личной идентичности», к-рое осуществляется на тройственной основе: лингвистической - в акте дискурса (кто говорит?), практической — в сфере деятельности (кто является субъектом действия?), повествовательной - при изложении истории (о ком идет речь?). Посредством этого рефлективного движения индивид конституирует себя в качестве этического, морального и политического субъекта. Рикёр характеризует этику (вслед за Аристотелем) как стремление к благу, мораль как долженствование, политику как искусство жить в условиях общественного состояния. Личность, определяющая себя в контексте идеи блага, является субъектом, способным присваивать предикаты «хороший» и «плохой», опираться на иерархию ценностей при выборе возможных действий. Такой человек есть «субъект могущий», способный быть вменяемым в морально-этическом и правовом плане, т.е. сознательно руководить собственным поведением и нести ответственность за свои поступки.
В процессе коммуникации в условиях общественного состояния «Ч.м.» становится субъектом политического действия. На всех уровнях конституирования «самости» имеет место вклад иных людей: «другого» — конкретного индивида, облик к-рого выявляется в межличностных отношениях, и «л ю б о г о» абстрактного внеличностного участника коммуникации. Эта троякая структура коммуникации - Я («самость») — Другой («как и я») — Третий («любой») — лежит в основе «порядка признания», представляющего собой необходимую процедуру процесса взаимодействия членов общества. Согласно Риксру, людей объединяет в общество желание жить вместе, и в этом смысле власть есть общая сила, являющаяся результатом этого желания. Главная добродетель власти — принцип справедливости социальных установлений, выражающий принадлежность политических решений к сфере взаимоотношений, сопоставимых в идеале с этическими ориентирами. Этическая цель заключается в стремлении к благой жизни Я с Другими в условиях справедливых общественных отношений, распространяющихся на «любого», на всех субъектов политической деятельности. Лит.: RicoeurP. Temps ct R6cit. Paris: Le Seuil. V. 1. 19S3; V 2. 1984; V. 3. 1985; RicoeurP. Du texte a Taction. Paris: Le Seuil, 1986, Ricoeur P. Soi-meme comme un autre. Paris: Le Seuil, 1990. Greisch J., Kearney R. Paul Ricocur. Lcs metamorphoses dc la raison hermeneutique //Actes du colloquc dc Ccrisy-la-salle Paris: Lc Ccri, 1991; Ihde D. Hennencutic Phenomenology. The Philosophy of Paul Ricocur. Evanslon: Northwestern UP, 1971; Mongin O.Paul Ricoeur. Paris: Le Seuil, 1994; Philbert M. Paul Ricocur ou la liberie scion Icsperance. Paris: Scghers, 1971; Prammer F. Die philosophische Hcrmeneutik Paul Ricoeur in ihrc Bedeutung fur cine Theologische Sprachtheoric. Innsbruck; Vicnnc: Tvrolia-Vcrlag, 1988.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
208.80 кб

Роль понятий теории действия Х. Арендт в концепции «Человека могущего» П. Рикёра

Сидорова Мария Алексеевна
Статья посвящена анализу применения понятий теории действия Х. Арендт в герменевтической феноменологии П. Рикёра.