ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Человек и общество
рассмотрим некоторые цитаты из [6]:
"С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений...
Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад".
"Каждый человек нуждается в пище, и этот факт влечет за собой как следствие другой факт - он пытается ее добыть. Однако это не определяет еще ни способа, каким он осуществит свою попытку, ни средств, с помощью которых он получит желаемое. Характер этих способов и средств определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой живет человек; они зависят не от человеческой воли, а от процесса развития человечества в целом. Конечно, при такой взаимосвязи между самим человеком и окружающей его средой происходят еле заметные изменения в обоих факторах".
"Прямота, честность являются, пожалуй, самым важным личным качеством человека, а единство и согласие - главным общественным благом. Однако стремление достигнуть одновременно и того, и другого часто приводит к конфликту. Еретики утверждают свою правоту в противовес обществу, а общество ("что это такое?") отстаивает свое единство в борьбе против еретиков" ("как оно это делает?"- вопросы В.Г.).
"...истина, давно известная каждому инквизитору,- что теория ведет к изменению практики и что, следовательно, теоретики, когда они не связаны строжайшим надзором, являются божьей карой для правителей".
Ассоциативный блок.
К вопросу о свободе слова. Слово лишь тогда свободно - когда оно свободно и от цензуры, и от смысла, иначе это уже не свобода, что мы и наблюдаем повсеместно.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общефилософская проблема соотношения Ч. и о. предопределяет понимание природы нравственности и способ решения осн. вопросов этической теории. Буржуазное понимание данной проблемы основывается, в сущности, на противопоставлении понятий Ч. и о. С одной стороны, сущность Ч. трактуется как «человеческая природа», не зависящая от О., а О. - как сфера лишь внешнего проявления или ограничения внутренних свойств Ч. (различные теории «робинзонады», общественного договора). С др. стороны, О. представляется как нечто внешнее человеку, как «социальная машина», «общество-лицо» (Прудон), как «среда» или «обстоятельства», формирующие облик людей. Отсюда проистекает бытующее в буржуазной этике двоякое, но в равной мере ложное понимание нравственности. Она трактуется либо как выражение «естественных», только внутренних потребностей Ч., присущего ему морального чувства (Гедонизм, Эвдемонизм, Нравственного чувства теории), либо как проявление только внешнего начала, не зависящего от Ч. вообще (Интуитивизм.). Из этого вытекает, что либо Ч. утверждает свою свободу в морали лишь в негативной форме, вопреки внешней необходимости и человеческому миру общения, либо нравственность состоит в подчинении Ч. внешнему диктату (бога или О.), в подавленна его «природных» склонностей. Соответственно решается в буржуазной этике и проблема осуществления общественного и нравственного идеала: либо предлагается возлагать надежды на подлинную природу Ч., к-рая в принципе противопоставляется всему социальному; либо остается уповать на некое фатальное изменение условий помимо Ч. В действительности, как показывает марксизм, человеческая сущность есть не «абстракт, присущий отдельному индивиду», а совокупность всех общественных отношений (Маркс К: Энгельс Ф., т. 42, с. 265), Поэтому О, нельзя считать чем-то внешним по отношению к Ч., некой «средой». Все содержание общественной жизни создается или воссоздается (наследуется) различными формами человеческой деятельности. Равным образом в самом Ч. нет ничего, кроме черт его общественной природы: «Человеческая сущность есть истинная общность людей» (там же, т. 1, с. 447), «...общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития...» (там же, т. 27, с. 402-403), «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (там же, т. 2, с. 102). Марксизм не противопоставляет «подлинно человеческое» и подлинно общественное, ибо с его т. зр, это одно и то же. Поэтому проблему воспитания подлинно нравственного Ч. марксизм решает в единстве с задачей создания подлинно человеческого О. в процессе, культурно-созидательной деятельности самих людей. Марксизм не только опровергает как ложное буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. В результате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и вся общественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельности и своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает ему в виде готовых формул моральные запреты и предписания. Ч. же со своей стороны рассматривает О. как средство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердить свое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположность навязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоциальным существом. Преодоление противоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальных условий, ее породивших. Коммунистические общественные отношения - это, по словам К. Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в к-ром люди развивают свои творческие способности во всей их полноте. Чем более универсальны и бескорыстны устремления Ч., тем больше он осуществляет себя как свободную личность (см. также Всестороннее, целостное развитие личности. Свобода нравственная).

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Человек в обществе знаний

Юдин Борис Григорьевич
Рассматриваются те изменения, которые происходят в науке и в ее взаимоотношениях с обществом в начале XXI в.
Читать PDF

Человек в условиях «Общества риска»

Рассадина Татьяна Анатольевна, Семенова Елена Александровна
В статье представлен анализ некоторых механизмов и тенденций изменения оценок, ожиданий, поведения, ценностных ориентаций социальных акторов в условиях >общества риска».
Читать PDF

Музыкальный диалог человека и общества

Кузякина Т. И.
Музыкальный процесс включен в область эстетического бытия, в широкий социокультурный контекст искусства.
Читать PDF

Музыкальный диалог человека и общества

Кузякина Татьяна Ивановна
Музыкальный процесс включен в область эстетического бытия, в широкий социокультурный контекст искусства.
Читать PDF

Наука и человек в современном обществе

Зобов Роман Алексеевич
В современном обществе реализуются позитивные и негативные факторы, как способствующие формированию полноценного человека, так и ведущие к его деградации. Наука стимулирует как те, так и другие.
Читать PDF

Идентичность человека в обществе риска

Калашникова Елена Михайловна
В статье для продуктивного изучения идентичности вводится понятие «риск». Это обусловлено тем, что идентичность современного человека продукт саморефлексии человека, встроенного в систему рискогенной действительности.
Читать PDF

Дилеммы безопасности человека и общества

Поликарпов В. С., Поликарпова В. А.
Читать PDF

Человек и общество в эпоху постмодернизма

М. С. Комаров
Читать PDF

Техногенная цивилизация, общество, человек

Хайбуллина И. В.
Статья посвящена проблемам, связанным с цивилизационным развитием, техносферой, обществом и человеком.
Читать PDF

Мышление человека информационного общества

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Серова Наталья Степановна
Главная особенность современного мира высокие технологии, обеспечивающие практически мгновенное распространение информации в социальном пространстве.
Читать PDF

Современное общество и место в нем человека

Жукова Ольга Ивановна
Анализируются определяющие черты и особенности современного общества, которое автор называет обществом постмодерна.
Читать PDF

Одиночество человека в современном обществе

Бирбичук Татьяна Васильевна, Федосеенков Александр Владимирович
Одинок ли современный человек? И можно ли избавиться от навязчивого ощущения одиночества, просто подобрав хорошую компанию? Эта статья предлагает взглянуть на старые вопросы под новым углом.
Читать PDF

Техногенная цивилизация, общество и человек

Хайбуллина Ирина Васильевна
Статья посвящена проблемам, связанным с цивилизационным развитием, техносферой, обществом и человеком.
Читать PDF

Человек, толпа и масса в общественном мнении

Левада Юрий
Russian society and the Russian citizen are with difficulty adjusting themselves to the phenomena of mass influence that are similar to western "market-advertising" or "policyadvertising" patterns.
Читать PDF

Информация, информационное общество и человек

Пронина Л. А.
В статье обобщаются современные подходы к роли информации, информатизации и информационных технологий, раскрываются компоненты информационной картины мира и определяется роль информационной культуры личности и общества.

Похожие термины: