Человек и культура

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Человек и культура
проблема единства, целостности и творческой активности человека. Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен. Духовная жизнь человека протекает в различных сферах - политики, религии, науки, искусства. Все эти сферы общества взаимовлияют друг на друга, существуют как сеть взаимопереплетений. Каждый «мир» является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» — в рамках политической или иной сферы. Политическая культура, например, будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д. Однако, реальная жизнь индивидов богаче и разнообразнее. Она многосложна, в ней переплетены различные обстоятельства и побудительные причины. Деятельность политика не существует вне рамок моральных ценностей, решения проблемы «добра» и «зла» - вне экономических и прочих интересов. Единство мира культуры определяется целостностью самого человека, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы «закладываются» в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень приобщения человека к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Особое место в мире культуры занимают ее морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах - в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле - такие как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» и др., зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае практика межчеловеческих связей всегда осмысливалась как добро, благородство, справедливость. Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное - все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной., политической, религиозной, познавательной, духовной культуры.

Источник: Человек и общество. Культурология

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
фундаментальное и всеобщее отношение, утверждающее взаимодействие с К. Ч. как субъекта и творца. Ч. и К. — одна из центральных проблем философии К., ее антропологической школы и культурологии в тех их разделах, где изучается универсальное значение, роль и место Ч. в различных сферах К. В отношении Ч. и К. понимание природной обусловленности Ч. сочетается с выявлением его деятельностной сущности в результате чего Ч. выражает целостность всеобщих исторически развивающихся качеств, способностей, жизненных функций и проявлений. С этой точки зрения важнейшее значение придается активности Ч. по отношению к окружающему миру и к самому себе. «Ч. может создавать жизнь. Разумеется, это чудесное свойство присуще ему как и всем живым существам, однако с той разницей, что он один сознает себя сотворенным и в то же время творцом» (Э. Фромм). Соотношение Ч. и К. актуализирует некоторые сущностные характеристики Ч., выходящие далеко за пределы качеств, необходимых для удовлетворения биологических потребностей. Прежде всего это касается потребности и способности преодолевать ограниченность своего природного и личного существования, что находит выражение в творчестве, в духовности, развитии понятий о ценностях, красоте и свободе. Это целеустремленное активное отношение к окружающему миру позволяет утверждать, что вне Ч. невозможно современное понимание К., и она может рассматриваться как «область, внутри которой развертывается духовная и творческая деятельность Ч.» (М. Хайдеггер). Внебиологичность и надприродность К. как мира артефактов и особой среды предполагает определенный уровень и специфику взаимодействия практической и духовной сторон человеческой деятельности по освоению мира, что привело к научной разработке теории ноосферы. В трактовке соотношения между Ч. и К. основополагающим становится тот факт, что, будучи творцом К., Ч. одновременно является ее созданием, т.е. многообразие сфер и надличностных форм К. в конечном счете обусловливают степень развития Ч. и его способность к творческой свободной деятельности. В свою очередь, в каждую историческую эпоху и у каждого народа К. с ее устоявшимися ценностями, нормами и смыслами, наследием прошлого и потенциалом социальных и индивидуальных форм деятельности и творчества не существует вне Ч. Признание этого постулата привело в культурологии к дальнейшей разработке ценностно-деятельного подхода к соотношению Ч. и К. Осознание процессов отчуждения, возникающих между Ч. и цивилизацией, сопровождается исследованием противоречий между К. и Ч., возникших в Новое и Новейшее время всемирной истории. Именно тогда стало распространяться «понятие К. в смысле деятельности, посвященной обработке и переработке природы» (П.М. Бицилли). Если признать, что «история К. есть осуществление ее возможностей» (О. Шпенглер), то в определенный исторический момент активность Ч. оказывается направлена не только на природу, но и на саму К. в ее законченных развитых формах. В свое время эта проблема необычайно остро была поставлена Фр. Ницше (1844—1900) в его теории Сверхчеловека и в выделении аполлонических и дионисийских начал в западноевропейской К. В настоящее время применение в теории культуры основ синергетики позволило рассмотреть проблему Ч. на основе понятий определенности—неопределенности, упорядоченности—неупорядоченности, закономерности—случайности. С этой точки зрения, благодаря своей творчески-деятельностной природе, Ч. всегда стремится преодолеть ограниченность выбора, возникающего в упорядоченном мире, и поэтому отношения между Ч. и К. развиваются как постоянно возникающий кризис и его последующее преодоление в дальнейших актах социокультурного творчества. На языке классической культурологии это означает, что переоценка ценностей, мировоззренческая и поведенческая переориентация, отрицание наследия прошлого, т.е. все то, что ведет к изменению привычного и сложившегося хода жизни, можно рассматривать как осознанный выбор или «трагический момент» «иррационального, неожиданно спутывающего карты, личного начала» (П.М. Бицилли), делающего движение истории необратимым. Осознание этого положения под влиянием драматического опыта современности привело в новейшей культурологии к постановке проблемы «человеческих качеств», от характера которых может зависеть дальнейшее развитие как К., так и цивилизации. «Идеал культурного Ч. не что иное, как идеал Ч., который в любых условиях сохраняет подлинную человечность» (А. Швейцер). С этой точки зрения в современном мире, подверженном глобальным и необратимым изменениям, «проблема в самом Ч., а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого Ч., являются качества и способности всех людей» (А. Печчеи).

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.