ЧЕЛОВЕК ДЛЯ САМОГО СЕБЯ: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭТИКИ

Найдено 1 определение
ЧЕЛОВЕК ДЛЯ САМОГО СЕБЯ: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭТИКИ
(«Man for Himself: entroduction to the Psychology of Ethics») — работа нем.-амер. психоаналитика Э.Фромма (1947), издавалась на нем. яз. под названием «Психоанализ и этика». На рус. яз. — в книге трудов Фромма под общим заголовком «Психоанализ и этика» (М., 1993, 1998).
В книге рассматриваются этико-психологические проблемы самореализации человека. Фромм считал, что во многих случаях неврозы представляют собой специфическое выражение морального конфликта; успех терапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и ее разрешения. Противостоя в понимании норм и ценностей бихевиористским и социологизаторским теориям, Фромм трактует человека как деятельное существо, и в этом продолжает традицию этики добродетелей, идущую от Аристотеля, Фомы Аквинского и Б.Спинозы. Как показывает Фромм, выделение психологии из этики произошло лишь в последние два столетия: великие гуманисты прошлого были философами и психологами одновременно; они раскрывали природу человека в соотнесенности с нормами и ценностями его жизни. Психологи в лице З.Фрейда и его последователей, хотя и внесли неоценимый вклад в развитие этического мышления, выявив смыслы иррациональных стремлений, однако заняли по отношению к ценностям релятивистскую позицию.
В «Ч....» Фромм проанализировал некоторые ориентации характера в процессе ассимиляции и социализации и показал социальную основу их возникновения, их связь с типом общества. Основное различие Фромм проводит между продуктивной и непродуктивной ориентациями. Продуктивная ориентация — фундаментальное свойство человека, способ его отношения к миру во всех сферах деятельности. Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нем возможности, т.е. его способность быть свободным и не зависеть от кого-либо, кто стремится контролировать его силы. Продуктивность подразумевает, что человек руководствуется собственным разумом, т.к. для реализации своих сил надо понимать, каковы они, как и для чего должны применяться. Продуктивность означает, что человек ощущает себя неким воплощением своих сил и при этом как бы «актером», т.е. он чувствует себя в чем-то единым со своими силами. Способность человека продуктивно использовать свои силы — это его потенциал. Силой разума человек способен проникать в глубь явлений, понимать их сущность. Силой любви он способен преодолевать преграды, отделяющие людей друг от друга. Силой воображения — представлять себе нечто еще не существующее, планировать и осуществлять задуманное.
В продуктивной ориентации выражается полноценная личность. Таков, по Фромму, идеал гуманистической этики.
В «Ч. ...» рассматриваются рецептивная, эксплуататорская и накопительская ориентации.
В их описании Фромм вначале следует клиническим описаниям прегенитального характера, сделанных Фрейдом и К.Абрахамсом: рецептивная ориентация соответствует орально-пассивному характеру, эксплуататорская — орально-садистскому, а накопительская — анальному характеру. Эти ориентации непродуктивны; фрейдовский же «генитальный характер» выступает у Фромма в качестве продуктивной ориентации. Фромм сформулировал и четвертую непродуктивную ориентацию — рыночную. Фромм также проводит различие между авторитарной и гуманистической этикой.
В авторитарной этике власть определяет, что хорошо для человека, и устанавливает законы и нормы его поведения.
В гуманистической — человек сам является законодателем и исполнителем норм, их формальным источником или регулятивной силой и их содержанием. По мнению Фромма, человек сам способен устанавливать объективно значимые нормативные принципы. Гуманистическую этику он рассматривает как прикладную науку «искусства жить», основанную на теоретической «науке о человеке». Добро в гуманистической этике — это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель — это ответственность по отношению к собственному существованию. Зло - это помеха развитию человеческих способностей. Порок - это безответственность по отношению к себе. Фромм считает, что теория психоанализа имеет непосредственное отношение к этике. Психоанализ первая современная система психологии, предметом к-рой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человек как целостная личность. Предметом этики, как полагает Фромм, является именно характер как добродетельный или порочный, а не отдельные добродетели или пороки. Рассматривая моральные проблемы наших дней, Фромм главнейшую из них видит в безразличном отношении человека к самому себе. Этические проблемы Фромм рассматривал также и в других своих работах - «Психоанализ и религия» (1950), «Здоровое общество» (1955), «Иметь или быть?» (1976).

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001