ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ
исходит из того, что в межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания пота», разработанной американским инженером Ф. Тейлором и направленной на достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования технологии производства и материального стимулирования. Э. Мейо и его последователи обосновали важное значение в производственной и иной деятельности людей таких факторов, как морально-психологический климат в коллективе, насыщенность общения работающих в них людей положительными эмоциями, их доброжелательные отношения друг с другом и с руководителями предприятий и т.д.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Человеческих отношений теория
совр. социологическая теория, пытающаяся обосновать гуманный характер совр. капитализма, изображающая отношения эксплуататоров и эксплуатируемых как «человеческие отношения», основанные на христианских заповедях. Ч. о. т. — составная часть теории «народного капитализма». В ней предлагаются разного рода мероприятия, маскирующие капиталистическую эксплуатацию, отвлекающие сознание рабочих от классовой борьбы (участие рабочих в прибылях монополий и приобретение акций, групповое страхование, посещение предпринимателями рабочих на дому и вручение праздничных подарков, совместные .консультации рабочих и администрации и т. д.). На практике расходы на все эти мероприятия, составляющие часть программы «человеческих отношений», покрываются предпринимателями путем интенсификации труда рабочих.
Источник: Философский словарь. 1963
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» ТЕОРИЯ
бурж. концепция принципов и методов управления в орг-циях (прежде всего промышленных), система морально-психологич. стимулирования трудящихся к повышению производительности труда.
Возникновение «Ч. о.» т. связано с экспериментом, проведенным в 1927-32 на заводах компании «Уэстерн электрик» в Хоторне (близ Чикаго), в ходе ?poгo психолог Мэйо и его сотрудники добились повышения производительности труда в одном из цехов, экспериментально создав в нем психологич. климат, в корне отличный от деспотич. режима, существовавшего в других цехах,
«Ч. о.» т. развивалась в оппозиций к тейлоризму, как слишком биологизированному, машинизированному, «социально некомпетентному». Источники трудовых конфликтов Мэйо и его последователи видели в психич. комплексах, расценивая выступления трудящихся как отклонение от нормы, ?pоe можно устранить с помощью социопсихич. приемов. Тем самым проблема эксплуатации превращалась в проблему «психологич. благополучия работающих по найму». Согласно «Ч. о.» т., антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой предпринимателей, нек-рыми реформами в стиле управления, в результате к-рых будут вскрыты новые резервы повышения производительности труда, профсоюзы станут ненужными, а установление «социального мира» обеспечат просвещенные управляющие.
В нач. 60-х гг. Д. Макгрегор дополнил «Ч. о.» т. учением о стилях обращения с подчиненными, или теорией «управления через соучастие», в к-рой утверждал, что при надлежащем обращении человек проявляет инициативу и изобретательность и работает лучше там, где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию». Соответственно наемному рабочему пытаются внушить, что он «социальный партнер», «член заводского сообщества», заинтересованный в успехе капиталистич. предприятия.
Вместе с тем «Ч. о.» т. содержит рациональные черты, обусловленные потребностями совр. крупного произва, к-рым нельзя управлять без учета Социально-психологич. аспектов, комплекса факторов, воздействующих на человека в процессе произ-ва.
«Ч. о.» т. подвергается критике бурж. психологами и социологами (Ф. Херцберг - в США, Ж. Фридман - во Франции, группа сотрудников Тэвистокского ин-та- в Великобритании), ибо основанные на ней действия не дают желаемого результата, а «эффект Хоторна», по сути основанный лишь на новизне, оказывается недолговечным.
Марксисты подчеркивают, что «Ч. о.» т. является реакц. утопией и служит одной из наиболее распространенных форм борьбы монополий против рабочего класса. Производств. отношения капитализма не имеют ничего общего с человечностью. «Отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 497). Подлинная гуманизация труда невозможна там, где человек является только средством извлечения наживы.
Возникновение «Ч. о.» т. связано с экспериментом, проведенным в 1927-32 на заводах компании «Уэстерн электрик» в Хоторне (близ Чикаго), в ходе ?poгo психолог Мэйо и его сотрудники добились повышения производительности труда в одном из цехов, экспериментально создав в нем психологич. климат, в корне отличный от деспотич. режима, существовавшего в других цехах,
«Ч. о.» т. развивалась в оппозиций к тейлоризму, как слишком биологизированному, машинизированному, «социально некомпетентному». Источники трудовых конфликтов Мэйо и его последователи видели в психич. комплексах, расценивая выступления трудящихся как отклонение от нормы, ?pоe можно устранить с помощью социопсихич. приемов. Тем самым проблема эксплуатации превращалась в проблему «психологич. благополучия работающих по найму». Согласно «Ч. о.» т., антагонизм труда и капитала может быть преодолен искусной политикой предпринимателей, нек-рыми реформами в стиле управления, в результате к-рых будут вскрыты новые резервы повышения производительности труда, профсоюзы станут ненужными, а установление «социального мира» обеспечат просвещенные управляющие.
В нач. 60-х гг. Д. Макгрегор дополнил «Ч. о.» т. учением о стилях обращения с подчиненными, или теорией «управления через соучастие», в к-рой утверждал, что при надлежащем обращении человек проявляет инициативу и изобретательность и работает лучше там, где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию». Соответственно наемному рабочему пытаются внушить, что он «социальный партнер», «член заводского сообщества», заинтересованный в успехе капиталистич. предприятия.
Вместе с тем «Ч. о.» т. содержит рациональные черты, обусловленные потребностями совр. крупного произва, к-рым нельзя управлять без учета Социально-психологич. аспектов, комплекса факторов, воздействующих на человека в процессе произ-ва.
«Ч. о.» т. подвергается критике бурж. психологами и социологами (Ф. Херцберг - в США, Ж. Фридман - во Франции, группа сотрудников Тэвистокского ин-та- в Великобритании), ибо основанные на ней действия не дают желаемого результата, а «эффект Хоторна», по сути основанный лишь на новизне, оказывается недолговечным.
Марксисты подчеркивают, что «Ч. о.» т. является реакц. утопией и служит одной из наиболее распространенных форм борьбы монополий против рабочего класса. Производств. отношения капитализма не имеют ничего общего с человечностью. «Отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 497). Подлинная гуманизация труда невозможна там, где человек является только средством извлечения наживы.
Источник: Советский философский словарь